Войти в почту

Сергей Безруков: у нас очень умный зритель, не надо его недооценивать

В конкурсе 27-го Открытого российского фестиваля "Кинотавр" состоялась премьера фильма Анны Матисон "После тебя" с Сергеем Безруковым в роли знаменитого танцовщика Алексея Темникова, чья карьера прервалась из-за серьезной травмы. Безруков не только исполнил главную роль, но и выступил генеральным продюсером ленты, участие в которой также принимали артисты и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. О своем персонаже, любви к балету и дебюте в качестве генерального продюсера фильма Сергей Безруков рассказал в интервью ТАСС. - Были ли реальные прототипы у вашего персонажа - Алексея Темникова? Есть ли у вас что-то с ним общее? - Ничего общего. Прототипов не было. Была и есть просто любовь к современному балету. Мне очень нравится Пина Бауш, конечно, гениальный Барышников. Я пересматривал до дыр "Белые ночи" с Барышниковым. Но у меня, скорее, любительское отношение к балету, им я никогда не занимался. Был знаменитый станок, который проходят все артисты, - есть такая дисциплина в театральных вузах, называется "танец", мне она нравилась, я ходил на все занятия. У меня был замечательный педагог Лариса Борисовна Дмитриева, которая была мной довольна. Во многих моих спектаклях есть пластический рисунок, актер должен уметь в пластике выражать эмоции. Жест - это тоже определенная пластика. Очень точное поведение на сцене о многом говорит даже без слов. - Что для вас было самым сложным на съемках? - Осанку держать. - Ваш герой ставит спектакль "Симфония в трех движениях" для Мариинского театра, сейчас он идет в репертуаре. Кроме того, в картине появляется и маэстро Валерий Гергиев. Как удалось его привлечь к съемкам фильма? - Режиссер Анна Матисон работала с Мариинкой, она снимала документальные фильмы, поставила оперу "Золотой петушок" и является автором либретто и художником двух детских одноактных балетов. Взаимодействие с театром было налажено, поэтому, когда мы предложили такую идею интересную, Валерий Абисалович ее поддержал. Он потрясающий человек, творческая натура, очень эмоциональная, и там, где про искусство, он только за. Тем более, что это Стравинский, "Симфония в трех движениях", здесь все совпало, балет идет на сцене Мариинского театра. Я участвовал в реальных репетициях хореографа этого спектакля Раду Поклитару. Он следил за тем, чтобы в этом эпизоде все было точно так, как ставил он сам, вплоть до жестов, интонаций, реплик. Поэтому в конце фильма и возникает ощущение документальности. Здесь настоящие цеха, балет, солисты Мариинки, абсолютно живая атмосфера, правда. Я очень волновался на премьере этого спектакля в конце декабря. Сидел в ложе и абсолютно как хореограф, постановщик переживал за ребят, с которыми я познакомился и поработал. Все живое, все настоящее, поэтому и возникает ощущение реального человека, хотя Темников на самом деле абсолютно вымышленный персонаж. - Вы не только сыграли в "После тебя" главную роль, но и выступили в качестве генерального продюсера, а также во время работы над фильмом создали собственную "Кинокомпанию Сергея Безрукова". Почему вы решились на такой шаг, а не обратились к большим продюсерским компаниям? - Я просто посмотрел со стороны, как все происходит, поварился в этом процессе. Кинокомпания возникла не так давно - уже на этапе постпродакшна, который мы делали самостоятельно. В работе над большими проектами, конечно же, без помощи компаний-мейджоров не обойтись. А что касается авторского кино, где небольшие бюджеты, то, думаю, мы вполне их можем потянуть. Уже есть некоторые идеи, которые хотелось бы реализовать. - Как дальше будет развиваться компания? - Мы недавно приняли участие в проекте "Кинопоэзия". Анатолий Белый попросил меня прочесть стихотворение, в свою очередь организаторы проекта попросили снять фильм. Прочесть стихотворение нам показалось слишком просто, поэтому Аня написала сценарий удивительной истории, такое маленькое кино, не требующее большого бюджета. Все снимались в нем бесплатно, я договорился с Минобороны, которые помогли организовать съемки в музее ВВС в Монино. Съемки проходили всего полтора дня, группа работала за идею. За пять минут фильма нам удалось рассказать целую историю, жизнь человека, летчика. Продюсерство - это в том числе умение договариваться, рассказывать свою идею, убеждать людей. Очень сложно, когда ты с какой-то идеей выступаешь, убедить в ней другого продюсера: у него будет свое видение, свой взгляд. Мне кажется, если художник придумал какую-то идею и в ней уверен, ему надо дать возможность доделать все до конца. А когда появляется огромное количество советников и различных вкусов, получается, у семи нянек дитя без глаза. Идея превращается в лоскутное одеяло, в котором докопаться до сути невозможно. У нас была идея, которую хотелось воплотить в жизнь, мы знали, как и что нужно для этого сделать. Малый бюджет дает возможность такой самостоятельности. Но что касается проката авторского кино, это все еще оставляет желать лучшего. - Как вы будете продвигать фильм, есть ли у вас уже предложения по прокату? - Предложений много, мы выбираем оптимальный вариант: того, кто действительно умеет работать с материалом такого рода, кто будет заинтересован. Думаю, что все кинематографисты, которые представлены здесь, на фестивале "Кинотавр", все мечтают о хорошем прокате. Мы же все находимся в одной лодке и продвигаем наше кино в кинотеатрах, потому что авторское кино - это уже не развлечение. Коммерческое кино - это все-таки в первую очередь развлечение. Человек, который пришел в кинотеатр и не увидел компьютерной графики, экшена, чувствует себя раздосадованным. В авторском кино единственный спецэффект - это сама история, актерские работы. Российские фильмы еще в советские времена отличались как раз потрясающими актерскими работами. Вот "Белое солнце пустыни", в чем там экшен? Там просто великолепные актерские работы, абсолютно гениальные, которые завораживают, и оторваться от них не можешь. Это целый мир, образы, настоящие, убедительные. Вот те самые спецэффекты авторского кино, которые должны быть. И очень хочется зрителя привлекать как раз на эти спецэффекты - на хорошую актерскую игру, чтобы приходили, на актера смотрели и уходили с ощущением того, что им рассказали историю, которая может цеплять, с которой можно спорить, которая будоражит, возбуждает споры, обсуждения. Это очень важно. Порой кино существует для того, чтобы отдохнуть, но надо же и подумать. Тем более у нас очень умный зритель, не надо его недооценивать. - Год российского кино может как-то помочь продвижению авторского кинематографа? - Не знаю, это все воля Министерства культуры. Просто так пробиться авторам сложно, существует коммерция, есть определенные вкусы, пристрастия. И попытаться убедить в том, что авторское кино способно собирать залы, как коммерческое, сложно. Все боятся рисковать, тем более в наше время, когда люди экономят на всем. Авторское кино надо продвигать, мне кажется. Есть, возможно, еще страх и опасение, что многие авторские фильмы слишком далеки от зрительской аудитории. А может быть, смущают и те проблемы, которые затрагиваются в авторском кино, - некая откровенность определенных сцен, утрирование сегодняшних проблем либо, например, то, что мы в театре не допускаем, - нецензурная лексика. У себя в Московском Губернском театре мы этого не допускаем, хотя это не означает, что у нас такие "розовые" спектакли идут. Есть и довольно жесткие. В Московском Губернском театре я поставил спектакль "Веселый солдат" по Астафьеву. Очень жесткое произведение о войне - сам Астафьев очень жестко отзывался о Великой Отечественной, выступал за простого солдата. По нынешним временам это даже в чем-то опасное произведение: в эпоху такого тотального патриотизма говорить правду о войне многим не хочется, хотя мне кажется, что именно такая правда сейчас и нужна. Тем не менее мы не допускаем в этом спектакле нецензурной лексики, хотя у Астафьева она есть. А во многих авторских лентах порой это допускается для создания правдивой атмосферы. Мне самому очень нравятся фильмы Александра Котта, Авдотьи Смирновой, я до сих пор вспоминаю ее "Два дня", "Кококо" с хорошим юмором, авторские картины, где затронуты различные проблемы. Или фильм Михаила Сегала "Рассказы" - замечательная картина, работы Веры Сторожевой, Анны Меликян. Это авторские картины, которые вполне могут хорошо идти в прокате. Кто должен их прокатывать, продвигать? Мне все-таки кажется, что без поддержки государства здесь не обойтись. Если у государства возникнет интерес к авторскому кино, тогда, думаю, и частные кинотеатры пойдут на определенные уступки. Беседовала Мария Токмашева

Сергей Безруков: у нас очень умный зритель, не надо его недооценивать
© ТАСС