Зашкаливающий мейнстрим

Завершился 27-й «Кинотавр» В Зимнем театре в Сочи состоялась церемония закрытия 27-го открытого российского фестиваля «Кинотавр». Гран-при досталось фильму «Хороший мальчик», приз «За лучшую режиссуру» получил Кирилл Серебренников, снявший картину «Ученик». Конкурсная программа главного смотра достижений национального кино (слоган фестиваля звучит как «Кинотавр — настоящее российского кино») состояла из 14 картин, большинство из которых оказались довольно скромными по качеству и несмелыми по сюжетам. Из чего можно сделать вывод, что наше «настоящее» положение дел в кинематографе, да еще и в год кино, не очень впечатляющее. На заседании Гильдии киноведов и кинокритиков громко прозвучал пессимистический тезис о смерти кино как искусства, заслуженные зубры профессии подумали было даже не вручать приз и диплом гильдии вообще (такое случилось бы впервые за историю премии), но вовремя опомнились. Режиссеры, фильмы которых попали в конкурс, не стремились выходить «из зоны комфорта», избегая радикальных решений, и оберегали фестивальную публику от эмоциональных потрясений. Исключением оказались лишь две картины — «Ученик» Кирилла Серебренникова и «Зоология» Ивана Твердовского, вокруг которых развернулись жаркие споры в диапазоне от решительного неприятия до бурных восторгов. Жюри под руководством режиссера Николая Лебедева гран-при тем не менее решило присудить очаровательной молодежной драмеди о юношеских метаморфозах «Хороший мальчик» с Михаилом Ефремовым и Константином Хабенским, показанной в первый же день конкурса и сразу ставшей фаворитом публики (см. “Ъ” от 10 июня). В этом смысле выбор нынешнего жюри продолжает тенденцию поворота фестиваля в сторону зрительского, по сути, «нефестивального» кино без социальных драм, намеченную в прошлом году, когда главный приз получила картина Анны Меликян «Про любовь». Вручая награду, сам Лебедев прокомментировал решение так: «Фильм по-человечески рассказывает о человеческом — эта картина про движение вперед, про взросление, рассказанная с юмором, иронией и надеждой». Картина, блестящий сценарий которой написали Михаил Местецкий и Роман Кантор, рассказывает о старшекласснике Коле Смирнове (отличная работа 16-летнего Семена Трескунова). За неделю он успевает впервые влюбиться и сразу в двух красавиц, столкнуться с двойным дном жизни взрослых и сам повзрослеть. На кинорынке, который традиционно проходит параллельно фестивалю в Сочи, «Хороший мальчик» обрел своего прокатчика: им стал дистрибутор WDSSPR, представляющий в России фильмы компаний Sony Pictures и Disney. Лучшим режиссером стал Кирилл Серебренников: его «Ученик», показанный в нынешнем году на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд», отчаянно и в полный голос критикует ханжество и равнодушие общества. Киноверсия одного из самых громких спектаклей Серебренникова по пьесе немца Мариуса фон Майенбурга о религиозном фанатизме производит сильнейшее впечатление: режиссер не декларирует свое мнение, а ставит значительное многоточие, рождающее множество интерпретаций вплоть до версии шизофрении главного героя Вениамина — школьника, однажды взявшего в руки Библию и принявшегося обличать пороки окружающих людей со свойственной пубертатному подростку жестокостью. Противостоять почувствовавшему свою власть юному мракобесу находит силы лишь внутренне свободная учительница биологии (Виктория Исакова). Серебренников показывает, что зло не всегда выглядит злом, «Ученик» –– о глобальной растерянности, о страхе быть честным, об отторжении «инаковости» –– у людей «других», геев, подростков, калек, тех, кто думает иначе, и отличных от большинства, в таком мире выжить шансов нет. Приз за лучший дебют, которым стала документальная лента «Чужая работа» режиссера, прилежного ученика Марины Разбежкиной, Дениса Шабаева о лихой жизни гастарбайтера Фарруха из Таджикистана (герой побывает свидетелем заказухи и сам окажется главным подозреваемым, мечтая при этом о продолжении актерской карьеры), вручали министр культуры Владимир Мединский и член жюри конкурса кинокритик Нина Зархи. «От тех, кто получает приз сегодня, зависит, каким наше кино будет завтра и послезавтра. Самое главное для дебютанта — идти вперед и не бояться»,— неожиданно верно подметил министр. «Чужая работа» — немногочисленный пример авторского высказывания на актуальную тему; снимавший своего героя полтора года Шабаев выступил не только режиссером, но еще и сценаристом, и даже монтажером. Лучшей среди актрис стала Наталья Павленкова, сыгравшая смелую роль в неоднозначно воспринятом фильме «Зоология» режиссера Ивана Твердовского («Класс коррекции»), также получившем приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. В центре сюжета — типичная серая мышь Наташа, живущая с мамой бухгалтерша зоосада, у которой неожиданно вырастает натуральный извивающийся хвост. Героиня в надежде избавиться от него идет в храм, к экстрасенсу, к доктору, но никто не может ей помочь, в это же время благодаря несчастному хвосту у нее начинается роман с врачом-рентгенологом. Именно хвост пробуждает в ней чувственность и уверенность в себе, но из-за осуждения окружающих Наташа принять себя другой не может. Это кино, как и «Ученик», рассказывает о человеке, не похожем на большинство. «Зоология» вполне могла бы стать русской «Женщиной-кошкой», первым феминистским триллером, но не стала. Твердовский, как и его героиня, будто бы испугался и не выжал из потенциальной истории всю ее мощь. Тем не менее картину уже включили в программу фестиваля в Карловых Варах, а для российского проката фильм купила компания «Артхаус». В мужском сегменте лучшим актером стал Константин Хабенский, на харизме которого держится монофильм «Коллектор» режиссера Алексея Красовского. За артиста награду получал режиссер: «Константин — смелый человек, согласившийся сниматься в независимом кино. Надеюсь, что вслед за ним появятся у нас независимое телевидение и независимые суды». Алексей Красовский, фанат трудностей и экспериментов, свой сценарий под Хабенского не писал, актер сам согласился играть неприглядную роль коллектора из высшей лиги, виртуозно выбивающего огромные долги. Однажды он сам попадает в сложную ситуацию: жена его бывшего «клиента», решив отомстить, выкладывает в интернет шокирующее видео с его участием. Карьера под угрозой, жизнь на волоске, предательства самых близких — за полтора часа герой Хабенского переживет обширную гамму эмоций: от отчаяния и злости до пробуждающейся любви. Главная претензия зрителей к этому фильму заключалась в том, что коллектором не может работать столь обаятельный человек, которого воплотил на экране актер. Однако в том-то и состоит прелесть этого сюжета — в отходе от сложившихся стереотипов. Достойным соперником Хабенского в номинации на лучшую мужскую роль в текущем году внезапно выступил Сергей Безруков в фильме «После тебя» Анны Матисон (по совместительству новоиспеченной беременной жены артиста) в жанре байопик о балетном танцовщике Алексее Темникове, блестящую карьеру которого сгубила травма. Темникова никогда в жизни не существовало — Безруков воплощает собирательный образ гения и неожиданно совсем этим не раздражает. Его герой, безупречный мерзавец, холодный и жестокий в своей иронии, вдруг оказывается одним из самых порядочных людей, Безруков отлично показывает эволюцию образа, держит осанку и вообще заставляет забыть, что он Безруков. Кроме того, фильм полон первоклассной классической музыки и ярких локаций (Мариинский театр, Никола-Ленивец), в кадре в небольшом камео появляется Валерий Гергиев, а балет, который ставит герой фильма, в действительности идет на сцене Мариинки в хореографии Раду Поклитару. Юрий Яроцкий

Зашкаливающий мейнстрим
© Коммерсант