Ещё

Гран-при «Кинотавра» получил «Хороший мальчик» 

Гран-при «Кинотавра» получил «Хороший мальчик»
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Вчера вечером в Сочи завершился 27-й «Кинотавр». Явных и безусловных лидеров в конкурсе, каким был когда-то, например, фильм «Географ глобус пропил», он не приготовил. Но в этом году его программа была настолько стилистически и жанрово разнородной, если не сказать разномастной, что абсолютно каждый смог бы найти в ней свой лучший премьерный фильм года.
Самые насмотренные зрители — члены Гильдии киноведов и кинокритиков голосовали за «Зоологию» Ивана Твердовского-младшего (приз «Белый слон»). И отмечали специальным дипломом «Чужую работу»  — дебютный полнометражный фильм, выпущенный в «Мастерской Марины Разбежкиной». Фильм Шабаева получил и приз за лучший дебют из рук министра культуры РФ , который сказал, что именно от дебютантов зависит, каким будет наше кино завтра и послезавтра. Фильм, снятый под девизом «ни одной метафоры в кадре», только документальная правда, рассказывает о нелегкой жизни на окраинах Москвы семьи гастарбайтера из Таджикистана. Тема не новая, уже не раз попадавшая в фокус «Кинотавра», и теперь не осталась без внимания. Марина Разбежкина, представляя картину Шабаева, обратила внимание на новые акценты: на особую этику гастарбайтеров, нам доселе неизвестную, и необходимость отчуждения от героев своих фильмов как специфику документального кино.
Денис Шабаев как дебютант волновался заметно больше других. А вот кто был в себе уверен, так это , после показа на каннском кинофестивале «Ученика» и после российской премьеры этой картины в Сочи общавшийся с фестивалем по скайпу. И Иван Твердовский-младший, на «Кинотавре» же получивший свой первый приз за дебютный , на этот раз с фильмом «Зоология» после Сочи отправляется в Карловы Вары, где его фильм участвует в конкурсе.
Если про «Ученика» Серебренникова после Канн известно много, то о «Зоологии» — два слова. Очнувшись от обморока, пожилая неухоженная женщина вдруг обнаруживает у себя отвратительный хвост до колен. Работает она в зоопарке, и то, что сближает ее с животными, в обществе людей делает изгоем: по городу ползут слухи о бесноватой или ведьме, встреча с которой обещает большие неприятности. От нового органа, оказывается, не так-то просто избавиться. А хвост тем временем живет своей жизнью, описывая невероятные траектории и постоянно вторгаясь в личное пространство несчастной. Последнее обстоятельство очень увлекает начинающего режиссера, хотя фильм, похоже, неосознанно, но получился гораздо глубже, чем замысел его молодого создателя. На самом деле картина — о том хвосте комплексов, которым человек обрастает в зрелом возрасте и который сильно мешает ему жить. Для кого-то хвост — это постоянный стресс. Для кого-то — это продолжение истории гоголевского «Носа». «Для меня это вообще фильм про целлюлит: одним стыдно жить половой жизнью с целлюлитом, другим — с хвостом», — заметила генеральный продюсер картины Наталья Мокрицкая.
Картина «Зоология» о том хвосте комплексов, который сильно мешает человеку жить
Следующие фестивальные фильмы вел прямиком от зоологии к тонкостям психологии, о которых в кино немного подзабыли и по которым сильно соскучились. Самыми психологически тонко разработанными картинами «Кинотавра» можно назвать две дебютные ленты, заслуживающие подробного отдельного разговора: «Врача» Юрия Куценко и «Ивана» .
Вектор предпочтений председателя жюри основного конкурса 27-го «Кинотавра» — режиссера ("Легенда N17", «Экипаж»), предположить и до оглашения результатов было не сложно. Отвечая на «Кинотавре», например, на блиц опрос, что лично для него означает Год кино в России, он сказал: «Для меня кино не только один год — вся жизнь. Но я рад, что хотя бы на уровне лозунга к нашему кино привлечено дополнительное внимание. Надеюсь, это даст определенные плоды, и плоды эти будут связаны с вниманием зрителей к нашим фильмам. Хочу, чтобы у нас было больше зрителей и чтобы они действительно любили наше кино, а не шли в кинотеатр как на амбразуру, не зная, что там с ними будет — доживут они до конца сеанса или нет. Я помню времена, когда залы были полны нашими картинами и зрителями, и тоскую по ним».
На роль фильмов — «приманок» для зрителей в кинотеатры могли претендовать несколько конкурсных картин «Кинотавра». «Огни большой деревни» (сына) с  в острохарактерной роли самого себя — столичной звезды, невольно ставшей спасителем единственного кинотеатра в небольшом провинциальном городке. Картина «Разбуди меня» о вещих снах сотрудницы паспортного контроля аэропорта. За успешную балансировку между сном и реальностью в кадре актрису-дебютантку в фильме «Разбуди меня» рассматривали как одну из главных претенденток на приз за лучшую женскую роль, пока не сыграла в «Ученике» у Кирилла Серебренникова школьную учительницу, единолично рискнувшую вступить на путь борьбы с религиозным фанатизмом невменяемого ученика.
За легкий путь «Хорошего мальчика» к зрителю тоже можно не беспокоиться — никаких трудностей недопонимания возникнуть не могло: кино легкое, светлое и веселое — такое сегодня в большом дефиците.
Но первым в списке фильмов для зрителей по праву должен фигурировать с  в главной и на самом деле единственной роли. Заявленные в афише , , , и многие другие — это закадровые голоса из телефонной трубки. С этой книжкой, собственно, коллектор ведет разговор на протяжении одной, и последней в своей жизни, ночи. С жанром монофильма Константин Хабенский справляется блистательно: ему здесь есть что играть, на основе чего выходить на высший актерский пилотаж.
Правда, соперники у него тоже были достойные. Сергей Безруков, героически сыгравший балетного гения на закате карьеры в фильме «После тебя» — раз. Безруков без дублера выполнил сложнейшие хореографические номера. И в сорок лет изменил осанку, поворот головы и даже поступь на балетную — будто занимался этим всю жизнь, с детства.
в фильме «Иван» — второй претендент на лучшую мужскую роль. И подрастающее юное актерское дарование — в «Хорошем мальчике» — три. Ему только семнадцать лет, а продюсеры и режиссеры уже стоят к нему в очередь с ролями, от некоторых даже приходится отказываться, поскольку график расписан на год вперед (бывает так и в семнадцать лет). Должен же был «Кинотавр» и по актерскому составу, а не только по списку конкурсных фильмов, в котором девять из четырнадцати дебютных, оправдать титул самого молодого кинофестиваля за всю его историю.
Призеры 27-го «Кинотавра»
Гран-при — «Хороший мальчик» (реж. Оксана Карас)
Лучший дебют — «Чужая работа» (реж. Денис Шабаев)
Лучший режиссер — Кирилл Серебренников ("Ученик")
Лучшая женская роль — ("Зоология")
Лучшая мужская роль — Константин Хабенский ("Коллектор")
Лучшая операторская работа — Денис Фирстов ("Коллектор")
Приз имени за лучший сценарий — Константин Челидзе ("Огни большой деревни")
Специальный диплом жюри имени Микаэла Таривердиева за музыкальное решение — Джорджио Джампа, ("Разбуди меня")
Специальный диплом жюри — «Огни большой деревни» (реж. Илья Учитель)
Видео дня. Трагический финал советской знаменитости
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео