Войти в почту

Сергей Безруков: "Главное – роли, которые ты оставишь после себя"

В Сочи завершился 27-й Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", по красной дорожке которого впервые за долгие годы прошел актёр Сергей Безруков. На фестивале состоялась премьера фильма "После тебя", с которой Безруков дебютировал в качестве продюсера и в которой сам исполнил главную роль. Режиссёром картины выступила его супруга Анна Матисон. В день старта "Кинотавра" пара объявила о том, что ждёт ребёнка, чем вызвала дополнительный ажиотаж вокруг своего визита. Главный герой "После тебя" — гениальный танцор Алексей Темников, человек с очень тяжелым характером, страдающий от давней тяжелой травмы. Темников – вымышленный персонаж, но в картине снимались известные музыканты и танцоры, которые сыграли самих себя: дирижёр Валерий Гергиев, хореографы Алла Духова и Раду Поклитару. Премьеру фильма Сергей Безруков пропустил, но прилетел на фестиваль на следующий день и пообщался с Павлом Гайковым. — Вы пропустили премьеру такого важного для вас фильма. Как так получилось? — Я был в Екатеринбурге на гастролях со своим спектаклем "Хулиган. Исповедь". Билеты на него были проданы еще полгода назад, до того, как была составлена программа "Кинотавра". Я просто не мог обмануть ожидания двух тысяч зрителей. Но сразу же после этого я вылетел в Сочи, и уже утром был на пресс-конференции в знак уважения к журналистам и критикам, посмотревшим "После тебя". — У вас в послужном списке более 50 ролей в кино и на телевидении, но вы впервые снялись в авторском фильме. Что вас раньше останавливало? — Для меня это тоже удивительно. Я всегда был открыт к предложениям, но их не поступало. Возможно, авторы просто боялись, считая, что раз я снимаюсь в больших проектах, то наверняка откажу им. И зря! Мне очень интересно авторское кино, и в моих планах сейчас несколько таких проектов. Российское кино – это в первую очередь авторское кино, пусть не обижаются производители отечественных блокбастеров. Именно в авторском кино без больших бюджетов и спецэффектов можно найти истину. Зрителя уже приучили к фильмам-аттракционам, а настоящее кино – это актеры и сценарий. Кадр из фильма "После тебя" — С фильмом "После тебя" вы также дебютировали как продюсер, представив общественности собственную "Компанию Сергея Безрукова". Чем для вас стала работа над фильмом в новом статусе? — Во-первых, я смог договориться с актёром Сергеем Безруковым, который снялся в фильме почти бесплатно… — Это большое продюсерское достижение. — Конечно (улыбается). На самом деле вся разница в мере ответственности. Когда ты сам продюсер, ты отвечаешь за все, и это лучше. Например, мне было проще договориться о съёмках на сцене Большого театра. Для нас это было очень важно. Это даёт ощущение правды в кадре, достоверности, реальности моего героя. Спустя 20 лет Темников снова выходит на сцену, где когда-то был звездой. Я приехал в Большой театр, объяснил, зачем нам нужно снимать именно там, и хочу сказать огромное спасибо директору Владимиру Урину за то, что он разрешил нам работать, несмотря на очень сложный график Большого театра. Мы снимали в момент монтажа декораций, и всё что вы видите в кадре – это не массовка и не актёры, а реальные рабочие Большого театра, которые монтировали декорации балета "Спартак". Так "Спартак" попал в наш фильм – важная часть действия связана именно с этим балетом. Точно так же мы снимали и в Мариинском театре, в закулисье, в настоящих танцевальных классах и репетиционных залах, с настоящими актёрами театра. Всё это добавляет нашему фильму документальности. — Темников настолько неприятный персонаж, что порой трудно понять, как вы вообще решились взяться за эту роль. Он вам хоть чем-то близок? — Ничем абсолютно. Для меня это была роль на сопротивление. Было сложно все время держать спину ровно, быть натянутым, как струна, все время находиться в напряжении. Да, Темников может быть неприятный, но он личность. И он жесток в первую очередь к себе, что уж говорить об окружающих. Но в финале зритель начинает ему сочувствовать, оправдывать поступки, которые оправдать невозможно. Мы понимаем, что этот человек не мог поступить иначе. Кадр из фильма "После тебя" Темников пытается оставить после себя то, ради чего он пришел в этот мир. Он человек искусства, целиком поглощен им. Многие гении при жизни вызывали раздражение своими поступками и работами, которые мы сегодня читаем, смотрим, слушаем. У Темникова нет ничего, кроме его творчества, он любит только свою собаку. И в этом мы тоже с ним совершенно не похожи, потому что мне очень дорог дом, я оберегаю свою личную жизнь, для меня это важно, это мой заряд энергии, и я никого не пускаю в неё. Но когда вы говорите про какого-нибудь потрясающего артиста, вы же не вспоминаете, например, какая у него семья и сколько он родил детей. Это лишь дополнение в книгу о великом артисте. Главное – роли, которые он оставит после себя. — Анна Матисон говорила, что писала эту роль специально для вас – а как вы участвовали в работе над сценарием? — Практически никак. Аня с Тимуром Эзугбая написали сценарий очень быстро, буквально за две недели. Когда я прочёл, мне понравилось абсолютно всё, включая язык. Хороших сценариев сегодня очень не хватает. Я много читаю, и за редким исключением попадаются такие, которые хочется сыграть. Сложно найти такой текст, к которому не надо ничего добавлять, чтобы оживить его. Читаешь и понимаешь, что в жизни так не говорят, не шутят, не реагируют. В случае с "После тебя" мне всё было удобно с самого начала. — О нехватке хороших сценариев говорят все. Куда они делись? — Не знаю, может быть, все дело в смене поколений? Какие-то более читающие, какие-то менее. Сейчас часто за основу стали брать чужие идеи, которые обрабатывают под другие реалии. Вообще стало очень много адаптаций, и это, как мне кажется, неправильно. — В вашем фильме много классической музыки, а на титрах звучит "Романс" группы "Сплин". Чья это была идея? — Это было предложение Ани. Я слушаю современную музыку постольку поскольку, но конкретно эта песня мне очень нравится. Мне кажется, она звучит так пронзительно! Мне нравятся тексты Васильева, я люблю поэзию, и для меня в любой композиции прежде всего важен текст, я всегда прислушиваюсь к словам. — Этот год объявлен Годом российского кино? Что это для вас? — Мне кажется, это обязывает нас всех вспомнить великое прошлое нашего кино, заинтересованно продвигать настоящее, и верить в будущее. И хорошо бы, если это не ограничится только одним календарным годом.