Войти в почту

Режиссер Сергей Мирошниченко: "настоящий спортсмен выигрывает силой воли"

C четверга в кинотеатрах 40 городов России можно посмотреть документальную ленту "Кольца мира" — официальный фильм Олимпийских игр в Сочи. Из тысячи часов уникальных спортивных съёмок лучшие российские специалисты во главе с режиссёром-документалистом Сергеем Мирошниченко сделали фильм, который теперь будет храниться на плёнке в штаб-квартире МОК в Лозанне. О подробностях работы над этой картиной Сергей Мирошниченко рассказал Павлу Гайкову. — Каждая Олимпиада оставляет после себя официальный фильм, но я слышал, что эту картину называют лучшей из всего, что было снято за последние 25 лет. Как вам удалось добиться такого качества изображения и получить детальные крупные планы спортсменов во время выступлений? — Это был действительно титанический труд. Чтобы вы понимали, со времен Лени Рифеншталь или Юрия Озерова, которые сняли выдающиеся фильмы об Олимпиаде, многое изменилось: сегодня главным стало телевидение, которое платит за права на изображение миллиарды долларов. В нашем фильме вы увидите только оригинальные кадры, телевизионной картинки в нем нет. При распределении операторских точек приоритет отдавался телекамерам, а нашим операторам достались места по остаточному принципу. Когда мы это узнали, то поняли, что нам понадобится очень сильная длиннофокусная оптика, чтобы снимать чувства и взаимоотношения спортсменов. Кадр из фильма "Кольца мира" Для операторов снимать спортсменов таким образом невероятно сложно. Надо на ручном фокусе следить за тем, как движется хоккеист (а это бешеное движение), или как со скоростью пули мчится конькобежец. Это ужасные испытания. В такие моменты операторы выдерживают нагрузки, сравнимые с теми, с которыми сталкиваются космонавты. Многим приходилось по 12 часов в сутки стоять по пояс в снегу, занимая позиции с первыми лучами солнца и покидая их, только когда начинало темнеть. Они снимали спорт так, как никто за последнее время не снимал. — Я знаю, что вы особенно тщательно работали и над звуковой дорожкой фильма. Расскажите об этом. — Это правда, с нами работали лучшие профессионалы – Евгений Горяинов, Никита Ганькин, и другие. Они отдельно записывали все шумы – у каждого спортивного звука есть свои нюансы. Например, звук удара лыжи о снег – это множество самых разных звуков: разного рода скрип, удар, свист воздуха и т.д. Или, например, мы даже возили им разные коньки: для фигурного катания, хоккейные, конькобежные – каждые звучат по-своему. Наш фильм посмотрел один режиссёр игрового кино и был восхищён именно работой звукооператоров и тем, что сквозь музыку, шум и речь было слышно, например, как шелестит платье спортсменки. Кадр из фильма "Кольца мира" — В этом фильме можно увидеть лучших мировых спортсменов, включая Мартена Фуркада и Уле Айнара Бьорндалена, и каждый из них говорит на своем родном языке, не на английском. Для чего вам понадобился этот ход? — Бьорндален не только по-английски, он и по-русски говорит. Но нам было принципиально важно, чтобы он говорил на норвежском, ведь олимпийское движение – интернациональное, и мы хотели подчеркнуть этот момент. — Есть такой стереотип, будто спортсмены – ограниченные люди, не способные связать двух слов. Ваш фильм его разбивает в пух и прах. Как вам удалось так разговорить их? — Все очень просто – у нас были интересные вопросы. Спортсмены отвечают неинтересно, потому что им задают однотипные вопросы, и они уже к этому привыкли. Мы не спрашивали, как они бежали и как победили, мы говорили о философии спорта. Кадры из фильма Сергея Мирошниченко "Кольца мира" (хоккей) До начала работы над фильмом я внимательно прочитал работы Пьера де Кубертена, он настоящий философ. Он начинал олимпийское движение, потому что пытался предотвратить мировые войны, он их очень боялся и хотел, чтобы человечество всю свою жесткую энергию выплескивало через спорт. Мы задавали нашим спортсменам философские вопросы, и они мгновенно менялись. Например, мы очень долго пытались договориться об интервью с кем-то из хоккеистов НХЛ, сделать это было невероятно трудно, это абсолютно закрытый для внешних интервьюеров мир. С огромными трудностями нам удалось договориться о 15-минутном разговоре с Ником Кросби. И после первого же нашего вопроса, он сразу взглянул на нас по-новому и попросил своего менеджера подождать за дверью. Мы говорили столько, сколько нам было нужно, и все получилось. А дальше о нас уже стало известно другим хоккеистам – они буквально передавали нас друг другу из рук в руки. Выдающиеся спортсмены – очень умные люди. Спортсмен выигрывает не мышцами и не допингом. Настоящий спортсмен выигрывает силой воли и ума, за счет внутренней работы. И кстати, ни один из спортсменов, которых мы снимали, не замешан ни в каких допинговых скандалах, даже подозрения нет. Это великие люди! Кадры из фильма Сергея Мирошниченко "Кольца мира" (биатлон) — Чему лично вас научило общение с ними? — Мне было интересно исследовать в этом фильме такой вопрос: что вообще есть спорт? Это борьба, как у животных, или нечто большее? Что такое победа и может ли человек жить только победами? Что такое любовь, патриотизм, война? И вообще, куда движется человек в своем развитии? Превращается ли он в биоробота, у которого разума становится все меньше, а мышцы все больше и больше? Что делает его Человеком? С радостью для себя я понял, что выдающиеся спортсмены в первую очередь интересны именно своим внутренним миром. Они рассуждали о том, как надо принимать победу – свою и чужую, о том, что нужно быть открытым к успехам других и учиться друг у друга, и именно это и есть настоящая победа. За эти рассуждения я им очень благодарен. Кадр из фильма "Кольца мира" — Ваш фильм выходит в прокат на 80 копиях, и это рекорд для российской документального публицистического фильма, но в масштабах страны это все равно очень немного. Почему, на ваш взгляд, интерес к документальному кино у нас сегодня не так велик? — Я очень благодарен за то, что "Кольца мира" выходят, и надеюсь, что этот фильм увидят, например, те, у кого есть дети, и кто думает, отдавать ли их в спортивные секции. Может быть, эти зрители откроют для себя что-то новое. У нас всегда был самый интеллектуальный зритель – как и читатель. У нас вообще умная страна. Но нас долгие годы приучали идти в кинотеатр за развлечением. Переживем и это. Даже если наш фильм не добьется колоссальных успехов, то за нами пойдут другие документалисты. Люди должны привыкнуть к тому, что в кинотеатрах можно увидеть и документальное кино тоже. Спрос есть. Не случайно в литературе, например, сейчас самый популярный жанр – нон-фикшн, то есть документальные истории на реальном, невыдуманном материале.