В Смоленске запретили показ фильма "Тряпичный союз" в городском саду
Администрация "Лопатинского сада" в Смоленске - одного из любимых горожанами мест отдыха - отказала киноклубу "Траффик" в праве публично демонстрировать молодежную драму с элементами сюрреализма "Тряпичный союз " на территории зеленой зоны вечером в субботу, 25 июня. Копия письма администрации сада в адрес основателя киноклуба "Траффик" Ольги Слесаревой имеется в распоряжении Русской службы Би-би-си. Как утверждается в послании за подписью директора "Лопатинского сада" Сергея Чернякова, в картине обозначены "социальные проблемы молодежи, но изображены они в форме опустошенности, агрессии, антисоциальных поступков, и мало что дают в помощь молодым людям". "Как известно, в основу деятельности Центрального городского парка "Лопатинский сад" заложены принципы культуры и нравственности, гордости за нашу историю, любви к своей Родине, духовного развития личности и здорового образа жизни. Всего этого в фильме "Тряпичный союз", к сожалению, не оказалось", - резюмировал свою позицию чиновник. При этом Черняков подчеркивает в письме, что не хотел бы прослыть цензором и душителем свободы слова. "Прошу не считать наше решение о воздержании демонстрации кинофильма "Тряпичный союз" на территории парка проявлением ретроградства, консерватизма и бюрократизма. Полагаем, что своим детям вы не стали бы показывать этот фильм [орфография сохранена]", - завершает директор сада свое письмо. Русской службе Би-би-си не удалось получить комментарий у дирекции зеленой зоны относительно состава смотрящих, регламента этого жюри - если оно вообще существует на постоянной основе - и способа просмотра фильма, учитывая факт его отсутствия в смоленском прокате. Вместо публичного сеанса киноклуб "Траффик" решил провести показ фильма в своем помещении 25 и 26 июня. "Детям показали" Основатель киноклуба Ольга Слесарева заочно ответила чиновнику, отметив, что уже показала фильм своему сыну и не встретила у него непонимания. "Все мероприятие должно было начаться в 21:00. Перед мероприятием у нас было бы видеообращение Михаила Местецкого - он сейчас должен его прислать. Что касается мероприятия - у нас были бы [перед показом] паркурщики - самородки из сельской местности - и были бы художники-граффитчики. Фильм планировали начать, когда совсем темно - в 22 часа, тогда шестнадцатилетние уже не гуляют. Вход у нас был 18+ и только по пригласительным. Само мероприятие должно было приходить на открытом воздухе, на очень небольшом пятачке, который ограничен пригорком, и просто так пройти и посмотреть, что там, нельзя", - сказала Слесарева Русской службе Би-би-си. Коллективный просмотр - это кайф, и смоленские чиновники просто лишают своих сограждан этого кайфа Михаил Местецкий, режиссер и сценарист По словам кинолюбительницы, администрация не выделила клубу никакого оборудования. "У [администрации] были обещания в течение двух лет - показывать новое кино, русское кино, в "Год российского кино", и так ничего и нет. И когда мы пришли, они ухватились, что кто-то будет это делать, а не они. Проектор и звук нам так и не дали, пришлось самим искать. Все документы написали, комитет культуры и туризма все разрешил, и мы обрадовались. Мне сам Михаил Местецкий прислал фильм, я в нем ничего крамольного и ужасного не увидела. Я сыну 17 лет показывала этот фильм, и никаких проблем не было. Очень хотелось его показать [публично]: он такой нашумевший, такой веселый, и мы попросили его у самого режиссера и студии "Коктебель", и они пошли нами навстречу, и все шло замечательно до вчерашнего дня", - обрисовала директор киноклуба ситуацию, предшествовавшую письму Чернякова. "В итоге нас вызвали и посадили перед дирекцией, которая объявила, что фильм не будут показывать из соображений, что там выведен нездоровый образ жизни. Самые большие претензии были к сцене, где ребята прыгают по кладбищу. Дирекция парка была в шоке, начала нас стыдить и дала нам этот удивительный документ. Фильм еще идет на всех фестивалях. Скажу вам абсолютно компетентно - в прокате в Смоленске его не было. Безусловно, он есть в сети, но где посмотрели наши властители этот фильм, я не знаю. Если бы они поменяли решение, я всегда была бы готова провести мероприятие", - добавила Слесарева. "Почувствовали уверенность" Режиссер, автор сценария и львиной доли саундтрека "Тряпичного союза" Михаил Местецкий заметил, что отследить все запреты чиновников невозможно. "Думаю, что такие ситуации могли бы быть, потому что много таких вещей происходит непублично - запрещают концерты, показы, - бумаги не приходят; может, звонки делают. Не оставляют следов, чтобы не нести ответственности за это. Здесь ситуация смешна, потому что есть конкретная бумага, которая заканчивается словами: "Уверены, что вы бы своим детям этот фильм не показали". При этом фильм не зря же включают в международные программы именно детских фильмов по всему миру сейчас, поскольку есть и другой взгляд на это. Когда нам впаяли этот рейтинг 18+ - это был первый звоночек. На Берлинале мы попали в программу 14+ и сейчас выиграли фестиваль молодежного кино в Злине, в Варшаве Гран-при мы взяли. Это же удивительная такая модель [поведения чиновников]: "Мы все посмотрим, но вот дети увидят, это будет опасно". Такое попечение со стороны людей, которые с точки зрения вкуса сами являются детьми", - заметил режиссер в беседе с Русской службой Би-би-си. Как полагает Местецкий, у ответственных работников на местах появилось ощущение безнаказанности. "Не в том грех, что чиновники смотрели нелегально - но можно представить, что они на iTunes или на Ivi.ru скачали легально, но скорее всего, нелегально - это не важно. Важно то, что люди, которые раньше чувствовали, что есть определенный авторитет у Берлинского фестиваля, у "Кинотавра", у других структур, и могли решить, что, может быть, их мнение не совпадает с этим мнением, но поняли бы, что запрещать - не в их праве. А сейчас они почувствовали силу, уверенность, что они и должны определять культурную политику, потому что не чувствуют разницы между тем, кто ее определяет в Москве, и собой на местах", - подчеркнул творческий деятель. "Я до сих пор в замешательстве - как мне реагировать на всю эту ситуацию: с одной стороны, окатывает волна презрения ко всем этим людям и не хочется с ними водится, с другой - есть этот клуб в Смоленске, который героически сражается за наш фильм, и, конечно, к ним у меня большое уважение, хочется им помочь тоже. Конечно же, в отличие от советской зеркальной ситуации, у нас есть интернет, который позволяет нам посмотреть фильм, связаться с единомышленниками, зайти на страницу фильма и увидеть, что мы не одиноки. Но сегодня я приехал из Питера, где фильм показывали на Дворцовой площади, до этого показывали на больших экранах в саду имени Баумана и Музеоне в Москве: коллективный просмотр - это кайф, и смоленские чиновники просто лишают своих сограждан этого кайфа", - рассудил сценарист и музыкант. Заметили в мире "Тряпичный союз" рассказывает о четырех молодых людях, создающих одноименную организацию ради тренировки воли и попытки справиться с окружающей их реальностью через "тренировку духа" на даче в летний сезон. Главные роли в фильме исполнили Василий Буткевич, Павел Чинарев, Александр Паль, Иван Янковский, а также Анастасия Пронина. Полнометражный дебют сценариста и музыканта Местецкого получил хвалебные отзывы критиков в России и за рубежом: фильм получил именной приз "Цветы таежной надежды " от президента Международного кинофестиваля дебютов "Дух огня"Сергея Соловьева,Гран-при IX Чебоксарского международного кинофестиваля и награду международного экспертного жюри за лучший европейский дебют на 56-м Фестивале детских и юношеских фильмов в чешском Злине. Он был также отмечен в программе " Поколение " Берлинского кинофестиваля-2016 и номинирован на премию российской Гильдии киноведов и кинокритиков "Белый слон". Рейтинг фильма в международной базе кинофильмов Imdb.com составляет 6,4/10, на популярном сайте "Кинопоиск" - 6,0/10, рейтинг российских кинокритиков - 75% положительных оценок. Михаил Местецкий является сценаристом фильмов "Легенда №17" и "Незначительные подробности случайного эпизода", а также вокалистом, гитаристом и автором текстов группы "Шкловский", чьи песни звучат в "Тряпичном союзе". Возмутившая смоленских чиновников картина стала полнометражным дебютом автора; в 2012 году он снял короткометражную ленту "Ноги - атавизм", за которую получил премию на фестивале "Кинотавр" того же года.