Какие российские фильмы заявлены на ММКФ
На 38-м Московском международном кинофестивале в этом году нет специальной деловой площадки, которая работала все последние годы. Тем не менее, для российских производителей кино сам фестиваль - прекрасный повод показать новинки и обсудить их. А также пересмотреть любимые отечественные фильмы и мультфильмы, чтобы в своем творчестве придерживаться кинотрадиций нашей страны. Как уже писала "РГ", в конкурсную программу 38-го ММКФ вошел всего один российский фильм - в отличие от прошлых лет, когда их было несколько. Это "Монах и бес" Николая Досталя. Сам режиссер признался обозревателю "РГ", что работал над картиной 4 года и для него показ именно на ММКФ - большая честь. Фильм рассказывает историю искушения монаха Ивана Семеновича Шапошникова. В мужской монастырь, где он несет послушание, проникают темные силы, которые периодически материализуются в лице некоего Легиона. Устоит ли перед ними монах - вот вопрос. В конкурсе документального кино также всего одна российская работа. "24 снега" Михаила Барынина. Действие картины происходит в Якутии в вечной мерзлоте. В невыносимом климате, когда зимой температура достигает 65 градусов ниже нуля. Здесь нет телефонной связи и электричества. А отсутствие дорог усложняет передвижение. Герой картины, коневод Сергей, большую часть года живет в тундре, ухаживая за табуном. С каждым годом Сергей все больше и больше времени проводит вдали от деревни и от семьи… Почему он так живет, и легче ли ему от этого? В конкурсе короткометражных фильмов - картина "Брут" Константина Фамма (копродукция с Украиной и Румынией). Фильм - вторая новелла "Киноальманаха "Свидетели", рассказывающего о Холокосте. В 35-минутной картине, сделанной по одноименному рассказу чешского писателя Людвика Ашкенази, реальность видится глазами немецкой овчарки по имени Брут. Война, расовые законы, человеческие подлость и жестокость разлучают немецкую овчарку с любимой хозяйкой - еврейкой Розанной. Попав из питомника к нацистскому офицеру по имени Хорст, после манипуляций и дрессировки безобидный домашний любимец и помощник превращается в зверя-убийцу. Главные роли в картине сыграли Оксана Фандера, Филипп Янковский, Анна Чурина, Владимир Кошевой, Маруся Зыкова. Также в конкурсе короткого метра - фильм "Четвертый" Кирилла Сафонова. Сюжет 25-минутной притчи основан на реальных событиях с возможными историческими неточностями. Действие разворачивается в Австрии в конце XIX века. Перед девушкой-героиней стоит выбор - иллюзия или реальность, прошлое или будущее, убить или подарить жизнь? Но какова цена выбора? Еще три ленты, которые представлены в конкурсе короткометражек, - это "Каждый 88" Дарьи Лебедевой - о молодом советском солдате, который погибает на поле боя и попадает в другой мир. И "Любовь есть" Тамилы Сличенко, название которой говорит само за себя - каким именно любящий видит любимого. Третья картина - Happy Paradise Татьяны Федоровской о том, как однажды в блеклую жизнь скучного человека ворвался волшебник в образе… инспектора ГИБДД. Если учесть, что фильмом-открытием кинофестиваля была российская картина Сергея Соловьева "Ке-Ды", то в общей сложности в разных программах 38-го ММКВ - 15 фильмов. Публике пришелся по душе фильм "Тэли и Толи" Александра Амирова - после премьеры большинство людей из зала выходили с добрыми улыбками. Картина, вошедшая в программу "Специальные показы", в стиле притчи рассказывает о том, что граница между Грузией и Осетией - вещь условная. Кто-то же должен в конце концов посмеяться над границами и народами. Визами и паспортами. Условностями и политиками. Картина добрая, милая и кажется наивной - на самом деле мудрая. В центре сюжета - дружба двух стариков - грузина и осетина (одного играет Кахи Кавсадзе, и он приехал на фестиваль представить картину). Дружат они, как положено друзьям детства. То ругаются "вусмерть" из-за пустяка, то жить друг без друга не могут. Как провести границу между домами таких людей, не дать ходить им в гости друг к другу. Всласть поругаться и всласть помириться? В фильме очень красивые молодые герои. И как всегда в таком кино, на экране вкусная еда, красивое пение, замечательная природа... Только бы визы кто отменил. Также в программе "Специальные показы" - документальный фильм Сергея Ястржембского "Кровавые бивни", сделанный в копродукции с Францией и Кенией. Картина о бизнесе по добыче и торговле слоновой костью и о том, почему нельзя его прекратить - по сути, разоблачение коррупции, разъедающей африканский континент. В новую программу "Спектр" вошел фильм Дмитрия Сергина и Татьяны Воронецкой "Преображение". Он о человеке, который после смерти родителей обнаруживает необычную способность входить в других людей и при желании даже жить в этом чужом мире. Кроме того, оказывать влияние на человека, внутри которого он находится. Но однажды мир девушки по имени Вера оказал влияние на него самого… Провокационный и откровенный фильм режиссера Павла Руминова "Машина любви" - попал в программу "Фильмы, которых здесь не было". По жанру в каталоге его определили как "лирический порнофильм", добавим - с автобиографическим уклоном. О том, что произошло в его жизни, как он расставался с девушкой и смог переосмыслить это, Руминов рассказывает, как всегда, талантливо, и не в первый раз. Картину показали на ММКФ всего единожды и ночью. Мультфильм "Питон и сторож" Антона Дьякова был отобран в программу "Восемь с половиной фильмов". История о похождениях двух, на первый взгляд, несовместимых героев: сторожа зоопарка и питона. Странная парочка попадает в непростые ситуации, но в конце концов преодолевает все. Дружба побеждает. Две российские картины в программе "Уголок короткого метра". Это "Жизнь - драма" и "Гардеробщица". Первая - про любовь, ревность и измену, вторая - про бескультурность и интеллигентность - о том, как можно и нужно защищать свои принципы. Кроме того, на 38-м ММКФ есть такие специальные программы, как, например "Российское кино: год и век", приуроченная к Году кино. В ней - именно любимые фильмы от "Ежика в тумане" и отреставрированного "Соляриса" (эта версия была показана публике впервые) до "Человека с фотоаппаратом" и "Вам и не снилось". Кстати говоря, о последней картине, в наше время собираются снимать ее римейк. Также специальная кинопрограмма подготовлена департаментом культуры Москвы. В основном это новое детское кино. "Опасные каникулы", "Дневник мамы первоклассника", "Частное пионерское", "Небесный верблюд", "12 месяцев. Новая сказка". Но в этой программе также представлены не только российские детские фильмы. От родителей на ММКФ именно об этой новой программе восторженные отзывы и благодарность. И, конечно же, в Доме кино традиционно работают "Российские программы ММКФ". Тут и полный метр, и документальное кино, и анимация, и короткометражки. И ретроспектива фильмов Андрея Тарковского. Киноальманах "Петербург. Только по любви", "Золотая рыбка", "Огни большой деревни", "Параллельные прямые пересекаются в бесконечности", "Стерпится-слюбится", "Психи", "Двое", "Врач" "Сдается дом со всеми неудобствами", "Чистое искусство" - вот далеко не полный список художественных фильмов. А есть еще и новые документальные - "Упрямец Хуциев" "Сельский кинопоказ", "Волшебный комсомолец", "Тринадцать ночей", "Два детства", "Кто будет моим мужем", "Поди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что", "Собиратели морской травы" и другие картины представлены на суд зрителя. Между тем На фестивале проходят важные акции, посвященные российскому кино. Так, например, в день открытия киносмотра в Доме кино прошел специальный показ документальных фильмов "Босоногий гарнизон" и "Путь воина" о героизме двух разных поколений - героизме мальчишек-казачат от 7 до 14 лет хутора Вербовский под Сталинградом в 1942 году и о ребятах наших дней - учащихся кадетской школы, которые при выборе профессии военного встретились с сотрудниками специального подразделения ФСБ. В Большом зале Дома кино собрались ребята из школьных лагерей, ученики школ, носящих имена погибших сотрудников специального подразделения ФСБ России, кадетских учебных учреждений, ребята из детских домов, малообеспеченных семей, а также слабовидящие (слепые) зрители. При финансовой поддержке Российского военно-исторического общества копии фильмов были изготовлены и показаны с тифлокомментированием для незрячих зрителей, а Культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых предоставил оборудование со специалистами, с помощью которого возможен показ фильмов с тифлокомментарием.