Войти в почту

Фильм "Гений": увы, до гения далеко

Самая громкая премьера недели - "Гений". Среди персонажей - Эрнест Хэмингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, среди актеров - Джуд Лоу, Колин Ферт и Николь Кидман. Но внешние данные бывают обманчивыми, предупреждает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин. Конечно, броское название "Гений" привлечет многих, как и список действующих лиц, а подавно - актеров. В такой ситуации потенциальные зрители редко задумываются над малознакомой фамилией режиссера, а зря. Вот Майкл Грандадж, человеку изрядно за 50, а это его кинодебют, до этого были только сериалы: и неспроста, над поверхностным уровнем телевизионного анализа типовых штампов он в фильме подняться не в состоянии - невзирая на сценарий другого, более маститого англичанина: Джон Логан писал и "Гладиатора", и "Авиатора", и двух последних Джеймсов Бондов. Однако все-таки не гений. А кто здесь, кстати, гений? Не поймешь сразу. С одной стороны, вроде бы, Томас Вулф, один из ведущих американских писателей-модернистов, которого после ранней смерти в 37 лет Уильям Фолкнер называл самым крупным талантом своего поколения. В фильме его играет Джуд Лоу, прибегающий ко всем возможным клише - суетливость, истерика, перенасыщенная мимика и жестикуляция, - не по своей, надо думать, вине, а по воле режиссера, именно так представляющий себе обычное поведение гения. С другой стороны, гений и настоящий герой фильма - тихий Макс Перкинс, великий редактор. Именно он превратил кипу страниц нечитаемой дебютной рукописи Вулфа в роман, впоследствии культовый, "Взгляни на дом свой, ангел", и он же когда-то вывел в люди Хэмингуэя и Фицджеральда, оба тоже эпизодически возникают в фильме. Автора "Великого Гэтсби" даже играет Гай Пирс - но роль, увы, совсем маленькая. А у Колина Ферта, сыгравшего Перкинса, огромная, центральная, и тоже, увы: невзирая на все старания, выглядит он в своем преувеличенном педантизме не столько убедительно и человечно, сколько анекдотично. Особенно когда не снимает ни галстука, ни шляпы даже у себя дома за обеденным столом. Почти комический контраст двух персонажей - тот шаткий контраст, на котором держится "Гений", фильм, казалось бы, о литературе, но скользящий по самой ее поверхности, ничего не сообщающий ни о литературном даре, ни даже о той эпохе, которую он описывал. Ситуацию чуть разнообразят дамы - Лора Линни играет всепонимающую жену Перкинса, Николь Кидман - истерическую богемную любовницу Вулфа. Но даже эти мелодраматические штрихи не позволяют до конца понять, о чем и зачем этот фильм. Не факт даже, что Логан и Грандадж сами осилили фолианты романов Вулфа до конца - максимум, прочитали популярную биографию редактора: главное же их достоинство - в самом намерении рассказать впервые в истории кино жизнеописание человека этой деликатной, обычно остающейся в тени, профессии. А в гениальности оба, вероятно, ничего так и не поняли. И пытались ли?

Фильм "Гений": увы, до гения далеко
© Вести ФМ