Они настоящие: как зритель может стать главным героем в кино
Павел Гайков, для РИА Новости rightНовая технология полностью погружает человека в иллюзорный мир. Он выглядит, как настоящий: ты можешь его чувствовать, трогать, взаимодействовать с ним, можешь стать викингом с тяжелым топором в руках или пилотом межпланетного истребителя. Почувствовать это погружение можно, посмотрев даже короткий фильм, созданный с помощью новой техники. "История одного шута" Алексея Быстрицкого и Алексея Лихницкого, снятая в Московской школе кино, переносит в мрачное Средневековье, где путь от шутки до гроба очень короток. Вот ты стоишь в таверне, отпуская скабрезности, выливаешь вино на голову посетителю — и вот уже в глазах потемнело. Смотришь вниз — а у тебя из живота торчит пущенный кем-то из почтенной публики кинжал. В этой виртуальной реальности вряд ли хочется задерживаться надолго. Полный метр пока что не для этого нового формата, деталей и так слишком много. Но один и тот же фильм можно пересматривать через специальное устройство по несколько раз, вертя головой в разные стороны — и каждый раз будешь видеть все иначе. rightПеренестись в виртуальную реальность можно с помощью специальных очков или комнаты. Технология переживает настоящий бум в профессиональном мире, и считаются одной из самых перспективных и потенциально прибыльных. Ее применяют, кстати, и не только в кино: например, используют инженеры автомобилестроения при работе над новыми моделями. С её помощью учат летать пилотов, маркетологи проводят исследования потребительских предпочтений, организуются даже трансляции концертов. А ученые МГУ даже недавно ставили в виртуальной реальности опыты взаимодействия представителей различных рас. В этом году в программу крупнейшего в США фестиваля независимого кино "Санденс" были включены фильмы виртуальной реальности — документальные, фантастические, музыкальные. Зрители смотрят кино через очки виртуальной реальности Просмотр таких фильмов — это действительно новое впечатление, которое сложно передать тому, кто еще не переживал этот опыт. Мы привыкли смотреть кино, окруженные со всех сторон предметами повседневной реальности, рамками телевизора, компьютера, киноэкрана. Когда привычные предметы исчезают, и кругом остается только вымышленное пространство, в первый момент испытываешь растерянность, пытаешься осмотреться и разобраться в новой для тебя вселенной. Будто очутился во сне, но сознание при этом продолжает работать ясно. rightПриход виртуальной реальности в киноиндустрию уже сравнивают с 3D-бумом. Но эффекты несопоставимы: стереоизображение так и осталось лишь оптическим аттракционом, а VR действительно открывает зрителю новые вселенные. К тому же, фильмы можно снимать в буквальном смысле слова от первого лица. Можно переноситься в реальные или вымышленные пространства, которые выглядят весьма убедительно. Кстати, одна из последних новостей из мира VR-кино — отмена фестиваля VR-порнофильмов в Токио из-за огромного наплыва посетителей. Похоже, эпоха виртуальных взаимоотношений человека с окружающей средой и друг с другом только начинается. Зрители смотрят кино через очки виртуальной реальности В этом процессе Россия как минимум не отстает от прогресса, а то и опережает его. Одним из первых отечественных художественных VR-роликов стал выпущенный в 2012-м году клип Noize MC "Yes Future!". В мае этого года по инициативе режиссёра, креативного директора проекта VRability и программного директора EMC VR Film Festival Георгия Молодцова в Московской школе кино была создана первая в России Лаборатория VR. "Пока не было массового интереса к VR, не было и потребности в режиссерах и творческом мышлении. Компании выполняли маркетинговые и бизнес-задачи. Я же решил, что если сейчас научить режиссёров базовым основам и "сферическому мышлению", дать им возможность реализовать свои идеи в 360, то у нас, во-первых, появится интересный творческий контент, а во-вторых, — режиссеры, которые смогут продвигать эту тему дальше среди других режиссеров". Процесс съемок фильма "История одного шута" rightВозможно, мы стоим на пороге настоящего прорыва в индустрии развлечений, когда эскапистские мечты человечества о лучших мирах становятся реальностью. Как и в случае с полетами на Марс, которые могут начаться уже совсем скоро, это теперь почему-то никого не восхищает и не удивляет. Но само явление от этого не перестает быть менее значимым.