Приключения электроники
Жан-Мишель Жарр на Montreux Jazz Festival Фестиваль музыка На 50-м джазовом фестивале, который сейчас проходит в швейцарском городе Монтре, выступил французский композитор-электронщик Жан-Мишель Жарр. О том, как реализована на сцене идея его последнего альбома "Electronica", рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ. В программе 50-го Montreux Jazz Festival в большом количестве заявлены музыканты, кочующие сейчас с одного фестиваля на другой. К счастью, в их графиках часто встречается и Россия, так Пи Джей Харви, Muse и Sigur Ros на наших площадках показались раньше, чем на берегу Женевского озера. Фактически в Монтре можно увидеть всех тех, кто числится в хедлайнерах европейских оупен-эйров, далеких от джаза, только в более комфортной обстановке. Несмотря на неутихающие споры насчет слова "jazz" в названии фестиваля с участием, например, группы Slayer, музыкальные откровения здесь пока случались только на джазовом поле. Например, Куинси Джонс, после смерти основателя фестиваля Клода Нобса играющий в Монтре роль радушного хозяина, собрал несколько разнокалиберных джем-сейшенов подряд, вытянув на сцену людей в диапазоне от Вана Моррисона до молодого интернет-героя Джейкоба Колье. А самым запоминающимся пока джазовым вечером был концерт Херби Хэнкока, который в свои 76 лет с наслаждением импровизировал с молодыми инструменталистами и экспериментировал с электроникой. В этой же программе был и сет Джона Маклафлина с легендарной группой 4th Dimension. Однако самым изысканным меломанским лакомством оказалось выступление трио, состоявшего из мультижанрового пианиста Брэда Мелдау, барабанщика Марка Джулианы, известного среди прочего своими партиями в последнем альбоме Дэвида Боуи, и гитариста-классика Джона Скофилда -- практически резидента Montreux Jazz Festival. Большой интригой фестиваля стал заявленный в программе концерт Жан-Мишеля Жарра. На протяжении последнего полугодия он активно продвигал две части своей эпической работы -- альбома "Electronica". Огромное внимание к альбому было обеспечено благодаря привлечению многочисленных коллабораторов, в том числе вокалистов. Достаточно перечислить такие имена, как Моби, Лори Андерсон, Пит Таунсенд, Air, Литтл Бутс, Pet Shop Boys, Гэри Ньюман, Пичез, Yello, Синди Лопер и др. Было интересно, как господин Жарр реализует этот материал на сцене, ограничится ли записанными вокальными партиями или соберет по такому случаю специальный живой состав. Ясно ведь, что вывести на сцену в Монтре знаменитых партнеров-соавторов у него не получится -- у всех свои дела. Концертное расписание у господина Жарра этим летом достаточно скромное, особенно если сравнить его с другими большими артистами из программы Montreux Jazz Festival,-- всего восемь шоу. Так что мало кто в зале был в курсе, как он выйдет из положения. Но даже те, кто видел немногочисленные любительские съемки в YouTube, не представляли себе, как элегантно оформит новую программу мегаломан Жарр. На сцене ему помогали всего два музыканта-мультиинструменталиста. Большую часть звуков он взял на себя, причем помимо синтезаторов и компьютерных станций он подчеркивал самые важные акценты при помощи большого электронного барабана и электронного же бубна. Главным содержанием шоу стал видеоконтент, который проецировался на многослойную экранную систему таким образом, что Жан-Мишель Жарр оказывался внутри трехмерного видеомира. Стоит добавить, что двигались не только изображения на проекционных плоскостях, но и сами полупрозрачные экраны, так что порой кружилась голова. Находясь в центре фракталов, внутри кристаллических решеток, в коридорах, ведущих в бесконечность, Жан-Мишель Жарр выдавал одну за другой темы из нового альбома, отобрав прежде всего те, что подчеркивают его любовь к современной танцевальной музыке. Техно-треку "Exit" , в котором засэмплирован голос Эдварда Сноудена, Жан-Мишель Жарр предпослал рассказ о том, как он встречался в Москве с этим "выдающимся человеком". Нельзя сказать, что господину Жарру удалось растанцевать публику по-настоящему, для многих новые музыкальные увлечения 67-летнего мастера все еще остаются откровением, которое перевешивает прочие эмоции. Зато предсказуемо теплые ностальгические ощущения вызвали у публики нестареющие мелодии "Equinox 4" и "Oxygene Part 4". А когда господин Жарр заиграл на своей лазерной арфе, касаясь лучей руками в белых перчатках, можно было только констатировать, что его старые трюки работают безотказно, как песня "Smoke On The Water" у группы Deep Purple, которая будет закрывать Montreux Jazz Festival 16 июля.