Карнавальные струны
Маркус Миллер и Карлос Сантана сыграли в Монтре Фестиваль джаз Гитарист, выступавший еще на фестивале в Вудстоке, и бас-гитарист, на протяжении 20 лет сопровождавший Майлза Дэвиса, дали концерт, полностью соответствующий традициям Montreux Jazz Festival. Контрастный джазовый душ принял в фестивальном зале Auditorium Stravinski БОРИС БАРАБАНОВ. Маркус Миллер и Карлос Сантана входят в число музыкантов, без которых покойный основатель Montreux Jazz Festival Клод Нобс просто не видел свой ежегодный праздник. Карлос Сантана впервые сыграл в Монтре в 1970 году, спустя год после триумфа в Вудстоке. Маркус Миллер резидентствует здесь чуть меньше -- "всего" 35 лет. 50-й Montreux Jazz Festival не мог обойтись без проникновенного мастер-класса господина Миллера и карнавального угара господина Сантаны. Преподавательское мастерство Маркус Миллер демонстрировал в Монтре в буквальном смысле. Накануне концерта в Auditorium Stravinski он честно делился секретами мастерства на бесплатном мастер-классе в уютном Petit Palais, а в ночь перед сольником самозабвенно джемовал в одном из здешних клубов. Свой сет Маркус Миллер построил на контрасте между традиционными представлениями о виртуозной игре на бас-гитаре и чудесами коллективного творчества. Дав хороший разгон в начале шоу, господин Миллер сбавил обороты и практически устранился от роли фронтмена. Он давал вволю солировать феноменальному трубачу Расселлу Ганну и пианисту Бретту Уильямсу, человеку в майке Guns N`Roses, неожиданно развернувшему шоу в сторону классической музыки. Затем Маркус Миллер отложил бас-гитару в сторону и сыграл одну из пьес, вооружившись бас-кларнетом, а потом извлек на свет божий струнный инструмент джиумбре -- штуку из арсенала афро-карибских ансамблей, про которую и в интернете-то мало что найдешь. Наконец, Маркус Миллер остался вообще с пустыми руками, если не считать скромного маракаса, и пустился в танцы, демонстрируя прекрасную для своих 57 лет форму. Соскучившись по инструменту, он снова врубил нечеловеческие скорости своего баса, а ближе к финалу, пройдясь по всему сольному каталогу, обратился к наследию Майлза Дэвиса. После паузы, во время которой количество аппаратуры на сцене выросло втрое, на сцену вышел Карлос Сантана с группой. Несмотря на то что актуальный релиз гитариста -- это альбом "Santana IV", записанный с ветеранами ансамбля Santana в составе, почти не отличающемся от времен Вудстока, в Монтре музыкант играл со своей регулярной группой. Первым делом Карлосу Сантане потребовалось отрегулировать работу ритм-секции, как-никак на подмостках трудились два перкуссиониста и барабанщица -- супруга фронтмена Синди Блэкман Сантана. Гитарист немного подирижировал ударными, а потом -- словно тигров из клетки -- выпустил на сцену вокалистов: мачо Энди Варгаса, отвечавшего за латиноамериканские интонации, и пластичного темнокожего соул-певца Рея Грина. Залог успеха концертов Карлоса Сантаны -- карнавальная атмосфера, в этом он не изменяет себе уже много лет. Особенно это шокирует зрителей из бывшего СССР, которые воспитаны на Сантане -- гитарном виртуозе. "Снять Сантану в копейку" -- это среди отечественных гитаристов 1970-1990-х была обязательная программа. В особом почтении он всегда был у ресторанных музыкантов, а в кавказских ресторанах на его игру просто молились. Но все, что подлежало съему, невозможно было слушать долго, так что поп-альбом "Supernatural" (1999) буквально спас карьеру музыканта. Российские же почитатели были не в силах ни добиться "бразильского" карнавального эффекта, ни достичь того же уровня в сочинении хитов. Так что в русском подсознательном он так и остался автором длинных и довольно однообразных соло. В реальности концерт Карлоса Сантаны -- это совсем не джазовый концерт, а большая вечеринка, задача которой -- заставить всех забыть о повседневности и танцевать как в последний раз. Певцы группы легко накрыли Auditorium Stravinski волной тропического экстаза. По серьезному выражению лица супруги героя было видно, как непросто женщине держать ритм в коллективе, где все мужики во что-нибудь да стучат, а благоверный льет свои флажолеты и подкрикивает в микрофон. Во вступительном слове Карлос Сантана назвал Montreux Jazz Festival жемчужиной среди всех фестивалей, а во время импровизации на тему "Love Supreme" Джона Колтрейна практически прочитал проповедь о целительной силе музыки, в которой вспомнил героев Монтре -- Боба Марли, Марвина Гея, Боба Дилана и основателя фестиваля Клода Нобса. В этот вечер Маркус Миллер и Карлос Сантана показали две стороны Монтре. В версии Маркуса Миллера здешний фестиваль -- место ритуального служения джазу в его классическом понимании, возможность выйти за пределы собственных возможностей, дать публике прочувствовать тончайшие оттенки саунда и раствориться в музыке. Карлос Сантана видит свою задачу в том, чтобы нести людям смех и радость, давать знакомое -- и в этом смысле для него нет разницы между концертом в Монтре и в Москве, что бы он ни говорил об исключительности здешней сцены и здешней публики.