Войти в почту

Поющая эскадрилья

Завершился 50-й Montreux Jazz Festival Фестиваль музыка Полетами истребителей и концертом Deep Purple в швейцарском Монтре завершился очередной джазовый фестиваль. БОРИС БАРАБАНОВ слушал "Smoke On The Water" и считал деньги организаторов. Финальный аккорд 50-го Montreux Jazz Festival должен был быть предсказуемым и тем не менее очень эффектным. Фестиваль планировалось закрыть концертом группы Deep Purple, чей хит "Smoke On The Water" живописует пожар, случившийся в здешнем казино во время концерта Фрэнка Заппы в 1971 году. В первом отделении концерта сын Фрэнка Заппы Дуизил согласился сыграть программу отцовской классики. Должно было быть красиво. А в середине июня пришла тревожная новость: барабанщик Deep Purple Ян Пейс перенес микроинсульт, его правая рука перестала работать, и группе пришлось отменить концерты в Дании и Швеции. Это были первые концерты Deep Purple с 1968 года, которые Пейс пропустил. Но к выступлению в Монтре барабанщик поправился. Группа Дуизила Заппы отлично разогрела публику, несмотря на то что аудитории рок-авангарда и прямолинейного харда не слишком пересекаются. К тому же организаторы Montreux Jazz Festival придумали совершенно неожиданный дополнительный разогрев. Пилотажная группа швейцарских ВВС Patrouille Suisse, состоящая из пяти легких истребителей F-5E Tiger II, продемонстрировала фигуры высшего пилотажа прямо над Женевским озером. Истребители напугали детей, мирно спавших в колясках под присмотром нянь, обеспечив и дым над водой, и даже залп петард, напомнивший о фейерверке в казино, с которого все началось. Deep Purple сыграли программу, во многом повторившую то, что группа играла в недавнем российском турне, в том числе стариковский рэп Яна Гиллана в "Strange Kind Of Woman". Но и без специальных номеров не обошлось, конечно. Ближе к финальной "Smoke On The Water" на сцене появился Дуизил Заппа, который исполнил вместе с Deep Purple отцовскую вещь "Peaches En Regalia", эффектно солируя в дуэте с гитаристом Стивом Морсом. И остался на сцене для исполнения главного хита. А в бисовой части Deep Purple напомнили публике джазовую версию "Smoke On The Water" и устроили отчаянный джем во время "Black Night". О болезни барабанщика никто уже не вспоминал, как и о возрасте музыкантов. Впрочем, для корреспондента "Ъ" настоящим гранд-финалом 50-го фестиваля в Монтре стала показанная в пятницу новая программа француза Йоанна Лемуана, известного всем под именем Woodkid. Полноценных концертов господин Лемуан не давал более полутора лет. Подробности шоу в Монтре он держал в тайне до самого выступления. В главном зале фестиваля Auditorium Stravinski публику встречал закрытый занавес, что здесь бывает крайне редко. А когда занавес открылся, за ним обнаружилась декорация, которая (и это тоже редчайший случай) перекрывала даже логотип фестиваля. Woodkid выступал на фоне гигантских сот, которые при желании можно было сравнить с внутренней стороной футбольного мяча. Оркестр, детский хор и солист были одеты в белое -- полный контраст с традиционным для выступлений Woodkid черным цветом. Наконец, программа певца, чья дискография на сегодняшний день представляет собой всего один лонгплей и один EP, наполовину состояла из нового и чужого материала. В свое время Woodkid дебютировал в Монтре в качестве никому не известного разогрева Ланы Дель Рей. Никто не знал, что Woodkid покажет в этот раз, но зал был полон. Страсть коротышки Лемуана к постановочным эффектам и помпезным аранжировкам иногда доходит до смешного. В этот вечер кое-какие "оперные" эпизоды тоже были воздвигнуты практически на пустом месте. Однако сумма впечатлений все равно перевесила сомнительные моменты. Хотелось разглядывать Cristal Baschet, инструмент типа хрустальной гармоники, введенный Йоанном Лемуаном в оркестр. Хотелось внимательно слушать Эда Дроста из группы Grizzly Bear и актрису Эль Фэннинг, для которой две песни с Woodkid стали дебютом на музыкальной сцене. Хотелось немедленно скачать всю дискографию Райана Лотта, в инди-мире известного как Son Lux,-- он в этот вечер был самым пронзительным вокалистом. Woodkid сломал стереотипное представление о том, что люди хотят получать от поп-музыки только хорошо знакомое. Каждая следующая песня вызывала желание гуглить и шазамить. 50-й Montreux Jazz Festival собрал на берегу Женевского озера около 240 тыс. зрителей, из них 95 тыс. купили билеты на концерты, а остальные тусовались на бесплатных шоу вокруг конгресс-центра -- места главных событий. В связи с круглой цифрой в заглавии организаторы фестиваля сместили фокус в сторону джазовой классики. Героями форума все же были скорее Херби Хэнкок, Куинси Джонс и Карлос Сантана, нежели Slayer или Woodkid. В то же время с каждым годом здесь все активнее раскручивают призеров конкурсов молодых исполнителей, проходящих в рамках форума. Победители прошлого года получили в программе 50-го фестиваля по целому сольному концерту. В этом году лучшим пианистом стал 14-летний Эстебан Кастро из США, лучшим гитаристом -- финн Олли Хирвонен, а лучшей певицей -- Арта Екабсоне из Латвии. Осенью их соберут здесь на занятия Джаз-академии Монтре. Впервые на Montreux Jazz Festival запустили не только истребители, но и специально разработанное приложение CUTS, позволявшее легально смотреть на своих устройствах онлайн-трансляции фестивальных концертов, которые организовывали сами зрители. Современные формы распространения музыки обсуждались на многочисленных круглых столах -- например, один из продюсеров Мадонны Мирвэс Ахмадзаи презентовал рекомендательный сервис Musimap, который характеризует музыку по множеству разнообразных показателей и выбирает лучшее для пользователя. В итоге, несмотря на то что половину фестивального срока в Монтре шли дожди, фестивалю удалось выполнить бюджет и даже заработать на 40% больше запланированного.