Войти в почту

Вера Таривердиева: музыки Микаэла Леоновича хватит еще на много фестивалей

В Большом театре 19 июля открывается Фестиваль музыки Микаэла Таривердиева "Запомни этот миг". В этом году исполняется 85 лет со дня рождения и 20 лет – со дня смерти знаменитого композитора. Президент Благотворительного фонда творческого наследия маэстро Вера Таривердиева рассказала Вестям.Ru о любимой музыке, моментах вдохновения и учителях Микаэла Леоновича. - "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, Или с легким паром", "Добро пожаловать, Или посторонним вход воспрещен" — Микаэл Таривердиев написал музыку к сотне фильмов. В чем, по-вашему, специфика музыки для кинематографа? - Кино — это творение мира, подобного реальному, оперирование образами этого мира. Кино, в силу молодости самого способа создавать искусство, наверное, наивно в сравнении с тысячелетним грузом традиций собственно музыки. Кино не просто дает возможность освобождения от них. Оно требует вернуться назад. Кино ищет свою поэтику. В силу своей "новости" (тогда это еще была новость для мира, это сейчас кино перестало быть таковым) оно возвращает музыку к утраченной простоте. И, как ни парадоксально, возвращает музыке возможность гармонии, требуя от нее классических канонов, мелодии, с которой большинство людей на земле отождествляют музыку, образного мышления — словом, многого, что в академической музыкальной среде, в ее интеллектуальном слое, отрицается. Кино требует иного, отличного от эксперимента академической музыки приема, иного способа поиска. Кинематограф, в основе которого движущаяся картинка, изображение, использует музыку по ее первоначальному, первородному назначению. В кино музыка помогает лепить форму. Классическая форма, рождавшаяся в недрах западной музыкальной традиции столетиями, ее приемы управления временем и пространством дают кинематографу свои наработанные на этом пути возможности. Микаэл Таривердиев стал находкой для кинематографа. А для него кинематограф, помимо огромного музыкантского опыта (работа с различными музыкантами, составами, оркестрами), живой, профессиональной, не кабинетной практики, это еще и необходимость держать себя в рамках доступной интонации. - Можете рассказать, как Микаэл Леонович сочинял музыку, как происходил этот процесс? А он не сочинял музыку — он ее улавливал: фиксировал то, что в себе слышал. В кино для него был важен импульс диалога с режиссером, с материалом. Он мог зажечься от кадра, идеи. В больших жанрах — опере, органной музыке, инструментальных концертах, вокальных циклах — ему тоже нужен был какой-то импульс. Полученный, например, от поэзии (он прекрасно ее знал и "сотрудничал" только с высочайшей поэзией прошлого и настоящего), впечатления, беседы о романтизме с Юрским и Башметом. Симфония для органа "Чернобыль" появилась после нашей поездки в Зону, через четыре месяца после аварии. Концерт для альта был сочинен через два дня после состоявшегося разговора в передаче "Вокзал мечты" в январе 1993 года. Это было как вспышка. Разговор шел о романтизме, о современной музыке, о проблемах культуры. Башмет спросил: "Почему бы вам не написать для меня концерт?". Микаэл Леонович ответил: "И в самом деле, почему бы и нет? Напишу". Это было в пятницу вечером. В субботу у него была запись музыки к очередному фильму, весь день и полночи он работал со звукорежиссером в студии. Такое же расписание было и на воскресенье. Около пяти вечера к нам заехал наш близкий друг, Рудольф Мовсесян, и Микаэл Леонович прервал работу. Мы пообедали. Весело болтали о чем-то. В самом конце, когда уже был выпит послеобеденный кофе, Микаэл Леонович вдруг как-то странно взглянул, даже не на нас, а куда-то в пространство, повел плечами, встал и вышел в студию. За ним безмолвно, словно тень, вышел звукорежиссер. Через полчаса они вернулись. И Микаэл Леонович спросил: "Хотите послушать альтовый концерт в романтическом стиле?". "Какой концерт? Когда написал?" — спросил Рудик. "Да только что", — ответил Микаэл Леонович, повергнув его в полное недоумение. Мы вошли в студию. Он включил многоканальный магнитофон, на который только что на семплерных инструментах был записан Концерт для альта и струнных в романтическом стиле. Летом мы оказались в Ялте, в Доме творчества "Актер": провели там больше месяца и были счастливы. Замечательная погода, море, серфинг, прекрасная компания, новые интересные люди, с которыми мы подружились и общались уже вернувшись в Москву. Там Микаэл Леонович работает над партитурой альтового концерта. Иногда включает магнитофон, прослушивает ту, первоначальную запись. "Как хорошо, что я захватил ее с собой, — говорит он. — А то непременно ушел бы в сторону". Вот так появился этот концерт. - Какое из своих произведений Микаэл Леонович особенно любил и считал наиболее удавшимся, есть такое? Микаэл Леонович любил всегда то, над чем в данный момент работает. Наверное, все-таки он более всего ценил как раз Концерт для альта в романтическом стиле и симфонию для органа "Чернобыль". В одном из последних интервью ему задали вопрос: "Почему вы, известный композитор, обладатель многих международных премий, не уехали из этой страны?". Он, с присущим ему юмором, ответил: "Я люблю свой диван". Когда мне сегодня задают этот вопрос, я повторяю его ответ. Но добавляю: "Чтобы написать Симфонию "Чернобыль". - Как зародился фестиваль Микаэла Таривердиева, какие мероприятия он включает? - "Запомни этот миг" — это не фестиваль памяти. Это фестиваль музыки Микаэла Таривердиева. Даже самый наш первый концерт, который мы делали в Концертном зале имени Чайковского уже в далеком, 1997 году, к годовщине ухода Микаэла Леоновича, мы не называли "концертом памяти". Концерт памяти – это когда выходят люди, что-то вспоминают, рассказывают, а у Таривердиева столько музыки написано! Еще не все исполнено даже. Можно устроить органный фестиваль (у нас каждые два года проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева), фестиваль музыки кино, оперный, балетный. Фестиваль мы открываем концертом в Большом театре, в котором прозвучат фрагменты из опер Микаэла Леоновича, а потом будут концерты в Тбилиси, Ереване, Екатеринбурге. Уже с начала этого года концерты проходят в разных городах России. Многие — так или иначе — отмечают этот юбилей. - Кого Микаэл Таривердиев считал своими учителями в музыке? Микаэл Леонович всегда с огромной благодарностью вспоминал своего учителя Арама Ильича Хачатуряна. В его классе в Институте имени Гнесиных он проучился пять лет. Он — его учитель. Но также он считал своими учителями Прокофьева (Микаэл Леонович был одним из немногих, кто пришел на его похороны, которые были в один день с похоронами Сталина), Шостаковича. И, конечно, Баха, Моцарта, Чайковского. Можно еще продолжать список. Но эти имена, наверное, — главные. - При такой колоссальный самоотдаче, успевал ли Микаэл Леонович сам смотреть кино, отдыхать вообще? - Во всяком случае, на Новый год мы всегда смотрели "Иронию судьбы". У нас был период, когда мы не могли вместе встречать Новый год. Мы переставляли часы. Ставили "Иронию", на моменте, когда звучит "Мелодия", и бьют куранты. И у нас наступал наш Новый год. А любимое место отдыха всегда было там, где звучит хорошая музыка. Фестиваль "Запомни этот миг" охватит 8 стран, концерты пройдут, в том числе во Франции, США и Армении. Микаэл Таривердиев – советский композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1977). Написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, более 100 песен и романсов, 4 балета, 4 оперы, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа, 2 концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого количества премий за музыку, написанную для кинематографа. Полностью музыкальное наследие Микаэла Таривердиева еще не извлечено из архива композитора. Вера Таривердиева — музыковед, президент Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева, автор книги "Биография музыки" (о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева), арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева.

Вера Таривердиева: музыки Микаэла Леоновича хватит еще на много фестивалей
© Вести.Ru