Кинофестиваль в Пуле 2016: подведение итогов
63-й кинофестиваль в Пуле, проходивший с 9 по 16 июля в хорватской Истрии, является одним из любопытнейших культурных событий, рассказывающих о процессах, происходящих в балканском кинематографе вообще и в хорватском кино в частности, а оно не так уж часто становится достоянием зрительской аудитории за пределами данного региона. Главный приз (в международной секции) получил фильм нидерландского режиссера Арне Тоонена "Семья Боскампи" (De Boskampi's) о мальчике, который, переехав с семьей на другое место жительства, пытается упредить насмешки над собой в новой школе, выдумав историю о том, что его отец - мафиози. Фаворитом студенческой программы стал фильм "Любовь" (Любов) молодого болгарского режиссера Бойи Харизановой. Самой лучшей хорватской короткометражкой был признан "Цветок" Юдит Гамулин. Лучшим фильмом программы "Соседи и приятели", включающей в себя киноленты стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также лучшим полнометражным фильмом стал "Незаконнорожденный" (Ilegitim) румынского режиссера Адриана Ситару, ранее в этом году отмеченный наградой на Берлинале. Как и многие другие румынские ленты последних лет, "Незаконнорожденный" рассказывает о конфликте, завязанном на прошлом. Его выход на поверхность раз и навсегда изменяет жизнь вполне дружного семейства. В рамках последней из двух номинаций был особо отмечен и фильм "Трамонтана" ливанского режиссера Ваче Булхурджяна. Награда Хорватского общества кинокритиков была вручена режиссеру Зринке Огрешта за фильм "На другой стороне" (S one strane) c Лазаром Ристовски в главной роли. И снова во главе повествования - югославские войны девяностых, побег хорватской семьи в Заргеб и старые, вроде бы залеченные раны, которые снова дают о себе знать двадцать лет спустя. Приз зрительских симпатий получила криминальная драма Светозара Ристовски "Лазар". Актер Ведран Живолич, сыгравший главного героя, также был отмечен наградой за актерское мастерство. Лучшим фильмом стала сербско-боснийско-хорватская картина "Хорошая жена" (Dobra žena), режиссерский дебют Мирьяны Каранович, югославской актрисы, без которой невозможно представить себе современный балканский кинематограф. Российскому зрителю она известна, прежде всего, по участию в картинах Эмира Кустурицы: "Папа в командировке" (Otac na službenom putu), "Андерграунд", "Жизнь как чудо" (Život je čudo). Однако этим ее фильмография не исчерпывается. Особо запоминается ее роль матери девочки-подростка в фильме Ясмилы Жбанич "Грбавица", а также актерская работа в получивших широкое признание у зрителей сериалах "Аисты вернутся" (Vratiće se rode) и "Белая ладья" (Bela lađa). "Хорошая жена" также рассказывает о нелегком настоящем, неразрывно связанном с трагичным, единым для жителей практически всех уголков Югославии, недавним прошлым. Лучшим режиссером был признан исландец Рунар Рунарссон, снявший в прошлом году фильм "Воробьи" (Sparrows), который ранее в этом году получил приз на кинофестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске. Ряд призов был вручен тем, кто работал над созданием хорватского фильма "Всего наилучшего" (Sve najbolje) Снежаны Трибусон о том, как в Рождество все имеет шанс на преображение, даже многолетнее одиночество главных героев. При наличии некоторых пересечений с отечественными "Ёлками", создатели этого фильма гораздо более аккуратно относятся к зрительской аудитории, создавая печальную и трогательную, только местами абсурдистскую историю. Также несколько наград получила абсурдистская комедия Ивана Горана Витеза "Народный герой Лилиан Видич" (Narodni heroj Ljiljan Vidić) о юном поэте, мечтающем присоединиться к партизанскому движению и организовать убийство Гитлера, добиться встречи с которым можно только пробившись в финал музыкального конкурса, организуемого нацистами. Преобладающий в картине сатирико-комический подход к историческим реалиям вызывает у многих противоречивые чувства, и, прежде всего, оторопь от того, что съемка таких фильмов вообще возможна в регионе, где количество жертв концлагерей и павших смертью храбрых всех национальностей в борьбе с гитлеровским фашизмом и сочувствующими ему режимами исчисляется миллионами. И где именно националистические идеи породили череду кровавых войн девяностых. А то, что этот случай отнюдь не единственный, вызывает острое беспокойство. Примером тому служит еще один свежий фильм, хорватско-болгарско-македонская копродукция Раде и Данило Шербеджии "Освобождение Скопье" (Ослободување на Скопје), посвященная событиям, предшествующим 13 ноября 1944 года, когда город был освобожден от фашистских захватчиков. Одноименный театральный спектакль по произведению Душана Йовановича, где одну из главных ролей также сыграл Раде Шербеджия, впервые появился на сцене только после смерти Иосипа Броза Тито и вызвал настоящий скандал. Главная героиня, мать одиночка становится объектом осуждения окружающих после своего сближения с немецким офицером. Остается только гадать, каким образом видоизменилось отношение к трагедиям собственных народов несколько десятилетий спустя среди внуков и правнуков тех, кто были очевидцами этих событий. Лучшее музыкальное сопровождение видеоряда, по мнению жюри, продемонстрировала лента "Поколение 68-го" Ненада Пуховски о том, как волна общеевропейских студенческих протестов дала о себе знать в Хорватии, тогда одной из республик СФРЮ.