Ещё

«Сила воли»: байопик о великом спортсмене, снятый «для галочки» 

«Сила воли»: байопик о великом спортсмене, снятый «для галочки»
Фото: Российская Газета
В России вышел байопик о знаменитом американском чернокожем легкоатлете , выигравшем четыре олимпийских «золота» на Олимпиаде 1936 года в Третьем рейхе. Оригинальное название — Race — насколько остроумно, настолько и труднопереводимо: здесь можно увидеть и «Расу», и «Гонку». Так что в отечественном прокате фильм получил вывеску  — тоже, впрочем, несколько двусмысленную (ну хоть не «Триумф»).
История выдающегося спортсмена чрезвычайно ярка и, понятное дело, успела обрасти массой мифов — как и вообще гитлеровские Игры, триумфатором которых он стал. Легенды в «Силе воле» эксплуатируются с усердием. Среди них — и случай с отказом главы рейха поздравить афроамериканца с победой. Несмотря на широкую известность, достоверность этого эпизода подвергалось сомнениям или опровергалось некоторыми из современников — в частности, самой Лени Рифеншталь, снимавшей тогда свою знаменитую «Олимпию».
В жизни Оуэнса, однако, хватало и фактов, которые и на фоне любых легенд смотрятся весьма впечатляюще. К ним, конечно, относится невероятно трогательный случай, когда немецкий спортсмен Луц Лонг подбежал поздравить чернокожего конкурента, уступив ему в честной борьбе в прыжках в длину. Это стало началом их удивительной дружбы — переписывались они вплоть до гибели немца на фронте в 1943 году (по печальной иронии судьбы это произошло 14 июля — ровно за 73 года до премьеры фильма в РФ).
Но создатели «Силы воли» расставляют акценты с агрессивной прямолинейностью, поэтому Лунг превращается в самого настоящего диссидента, мечтающего свергнуть режим. Как и Рифеншталь, постоянно осмеливающаяся дерзить схематично-отмороженному Геббельсу.
Помимо склонности авторов картины к упрощениям, картине вредит их любовь к штампам, которые надоедают уже в первой части фильма, посвященной отношениям классической пары «тренер-спортсмен». Стэфан Джеймс и  постоянно с обескураживающей серьезностью хмурят брови и с уморительным пафосом принимают очередные «волевые решения», не уставая произносить изнурительные банальности.
В ленте не избегают болезненной и не самой любимой (по понятным причинам) американским кинематографом темы расовой сегрегации в США, и она даже звучит финальным аккордом перед самыми титрами. Но в целом этот ничуть не менее (даже наоборот), чем поездка в нацистскую Германию, важный для Оуэнса момент отображен довольно невнятно. «Для галочки».
Такое впечатление — «снято для галочки» — производит и весь фильм. Биография Джесси Оуэнса, несомненно, достойна большего.
Видео дня. Любимые порочные привычки Татьяны Пельтцер
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео