Рубен Дишдишян: мы хотим стать первопроходцами в производстве фильмов для интернета

Продюсер фильмов "Бой с тенью", "Русалка", "Бубен, барабан", сериалов "Ликвидация" и "Доктор Живаго" Рубен Дишдишян пять лет назад основал кинокомпанию "Марс Медиа". За это время компания сняла более 70 кино- и телевизионных фильмов, став одной из самых эффективных независимых кинокомпаний России. Сейчас в разработке Рубена Дишдишяна находится несколько совершенно разных проектов. В интервью ТАСС продюсер рассказал о военной драме "Т-34", новой картине Бориса Хлебникова и перспективах производства контента исключительно для интернета. – В планах вашей компании много интересных и разножанровых проектов. Один из них – "Т-34" – стал лидером по числу голосов экспертов на недавнем питчинге в Фонде кино. Расскажите, что это за проект, как он у вас появился. – Примерно два года назад мы с режиссером Лешей Сидоровым, с которым дружим и сделали вместе пять фильмов, обсуждали совместные планы. И Леша написал для "Марс Медиа" три короткие заявки на выбор. Меня сразу привлек "Т-34". Работа над сценарием длилась около года. Мне кажется, получился очень сильный материал. Предварительный бюджет оцениваем где-то в 550 млн руб. – серьезные деньги. Но я увидел в проекте сверхидею, актуальность."Т-34" – кино не про танки, а про невероятный побег и про настоящего героя. Это патриотическая картина, которая будет совмещать традиции советского военного кинематографа и использовать современный язык, понятный кинотеатральной аудитории, чтобы было зрелищно, с сильной эмоциональной составляющей, искренностью и романтической линией. 1 августа начнется предподготовка и выбор натуры. Кастинг уже идет. Кассовый потенциал картины мы заявляем 1 млрд руб., но реально очень хотелось бы идти на 1,5 млрд сборов. – Когда планируется начать съемки и выпустить фильм в прокат? – Хотим 15 февраля выйти на съемочную площадку. Зима, конечно, не самое простое время, но так предполагает сценарий. Действие фильма начинается во время Битвы под Москвой, поэтому стараемся идти в хронологической последовательности и соответствовать исторической правде. У нас будет длинный съемочный период – четыре месяца, до конца мая. Прокат запланировали на 23 февраля 2018 года, решили приурочить наш фильм к столетию Красной армии. Сейчас проводим активную работу с нашими потенциальными партнерами. В качестве сопродюсера к проекту присоединился Игорь Угольников. Уже договорились с губернатором Московской области Андреем Воробьевым, он будет нам помогать. Надеемся на поддержку Министерства обороны РФ. – Среди ваших ближайших релизов – "Ночные стражи" (25 августа) и "Землетрясение" (1 декабря). Фильмы абсолютно разные, сложные для рекламной кампании. "Ночные стражи", пожалуй, первое после "Дозоров" такое масштабное отечественное фэнтези. – "Ночные стражи" действительно заходят на трудную территорию жанра фэнтези, где до этого выступали только "Дозоры" и "Вий". Оба успешно. Это вызов для нас. Мы позиционируем "Стражей" как последний блокбастер этого лета. Рекламная кампания стартовала еще весной, прокатчик – один из самых креативных и сильных на рынке – "Вольга". Недавно показали отрывки из фильма киносетям. Целиком картина пока не готова, идет работа по компьютерной графике, которая завершится непосредственно к прокату. Делает ее Арман Яхин – один из самых лучших специалистов по визуальным эффектам. Выходить летом – наше принципиальное решение. С осени подряд идут крупные релизы, а июль-август наши продюсеры традиционно боятся и избегают. Мы не боимся. Фильм, на мой взгляд, получился. Он абсолютно развлекательный, рассчитанный на аудиторию 14-25 лет, но, думаю, привлечет и других зрителей. Автор сценария "Стражей" Олег Маловичко, один из самых талантливых жанровых авторов на сегодня, создал свою мифологию, в которую сразу же погружаешься. Нам с моим партнером Вадимом Горяиновым очень понравилась его идея, поэтому мы и взялись за проект. Пригласили талантливого литовского режиссера Эмилиса Веливиса, предыдущий фильм которого "Редиректед" с Винни Джонсом стал суперхитом национального проката. "Стражи" для него были новым уровнем, с которым он справился, – кино снято зрелищно, с драйвом, очень современно. И у нас хороший актерский состав, замечательные молодые ребята – Любовь Аксенова и Ваня Янковский. С совершенно неожиданной стороны проявил себя Леня Ярмольник, который сыграл главную роль и выступил сопродюсером. – Леонид Ярмольник сначала стал сопродюсером, а только потом исполнителем главной роли? – Да, сначала мы пригласили его как сопродюсера, а потом решили роль майора Гамаюна – руководителя отдела по борьбе с нечистью и старшего наставника героя Ивана Янковского – переписать под него. Раньше персонаж был моложе, но когда мы увидели Леню, решили, почему нет. Он специально побрился под эту роль. Такой брутальный, на Брюса Уиллиса похож немного. – А как шла работа над "Землетрясением", неожиданной режиссерской работой Сарика Андреасяна? – С Сариком Андреасяном оказалось очень комфортно работать. Для него "Землетрясение" – очень личный проект, и он как режиссер полностью выложился. Работа над фильмом началась три года назад, когда нам принесли сценарий Арсена Даниеляна и Гранта Барсегяна. Идея понравилась, но показалось, что материал, если так можно сказать, слишком армянский. И где-то полтора года шла работа над сценарием, чтобы сделать его интересным для российского (и не только) зрителя. Алексей Гравицкий и Сергей Юдаков достаточно сильно его переработали, ввели русских персонажей – героев Константина Лавроненко, Марии Мироновой, Артема Быстрова, Данилы Изотова. Фильм готов, сейчас тестируем его, проводим фокус-группы, пытаясь понять аудиторию. По первым зрительским откликам видим, что картина эмоционально трогает и никого не оставляет равнодушным. "Землетрясение" – это не только фильм-катастрофа, это сложная драма, кино по реальным трагическим событиям, которые помнит значительная часть россиян. И мы очень переживаем за этот проект. Наша задача – донести фильм до максимального количества зрителей. Есть мнение, что эта картина для взрослой аудитории, той, которая помнит Советский Союз, но это не совсем так. Я уверен, что она может быть востребована и молодежью. Нам хотелось бы сделать "Землетрясение" фильмом-событием. 25 июля у нас пройдет тестовый показ в Гюмри (бывшем Ленинакане, где и проходит действие фильма). Соберем зрителей и после устроим обсуждение – нам важно услышать мнение людей, которые пережили эту трагедию, пропустили ее через себя. Их реакция для нас будет, пожалуй, самой главной. А на московскую премьеру, которая назначена на 17 ноября, пригласим спасателей и медиков из России, участвовавших в событиях 1988 года. В прокат фильм выйдет во всех странах бывшего СССР. Первого декабря – в России, за неделю до этого – в Армении, для которой мы сделали специальную версию, чуть отличающуюся от российской, и дубляж на армянский язык. У нас также появилась крупная американская компания Covert Media, которая выступает международным дистрибьютором "Землетрясения". – "Марс Медиа" занимается не только фильмами, но и телесериалами. В частности, сейчас вы готовитесь к съемкам проекта "Золотая Орда", информации о котором пока крайне мало. – Это 16-серийный телевизионный проект с большим бюджетом, который "Марс Медиа" в партнерстве с "Амедиа" делает для Первого канала. Сюжет развивается в конце XIII века и строится на взаимоотношениях Киевской Руси и Золотой Орды. Сериал готовился очень долго, только 2,5 года ушло на написание сценария, автором которого выступила Ольга Ларионова. Актеров искали по всему бывшему СССР – в России, Казахстане, Татарстане, Узбекистане, Бурятии и Башкирии. Сейчас заканчиваем кастинг, но уже определились с исполнителями главных ролей – Александр Устюгов, Сергей Пускепалис, Светлана Колпакова, Юлия Пересильд. Съемки будут проходить в Крыму, Москве и Подмосковье, где на площади 10 000 кв. метров построили декорацию древнего русского города. – Будет две версии "Золотой Орды" – для ТВ и для интернета? – Окончательного решения пока не принято, но мы точно снимаем и версию для телевидения, и другую – мы ее называем "18+". Она будет более откровенная, в определенных моментах эротическая, некоторые боевые сцены станут более жесткими, в духе "Игры престолов". Если всем сторонам удастся договориться, то сначала пройдет премьера этой версии для интернета, а уже потом выйдет телеверсия. Мне бы очень хотелось, чтобы именно так и было сделано. Впервые. – Как вам кажется, возможно ли сейчас в России делать фильмы исключительно для интернета? – Мы в этом отношении активно работаем и хотим стать первопроходцами – создать русский Netflix. Сейчас лучшие сценаристы разрабатывают для "Марс Медиа" идеи. У нас есть партнеры, их пока не могу назвать. Надеюсь, со следующего года начнем снимать. Это для нас одно из приоритетных направлений, я вижу в нем большое будущее. Ведь есть огромная аудитория, которая вообще не смотрит телевизор, а сидит в интернете. Вот именно для нее мы бы и хотели делать такие сериалы, а следом подтянутся и телезрители. – Чем производство для ТВ отличается от производства для интернета? – Производство – ничем, отличается сценарий, когда мы понимаем, что он крутой и ничем не уступает западным аналогам – тому, что идет на HBO, Showtime, AВC, но точно не попадет на наше телевидение. – Каких режиссеров вы собираетесь для этого привлекать? – Талантливых – это самое главное. Режиссеров, которым интересно делать что-то необычное, нестандартное, не по лекалам нашего телевидения с его "стопами" и запретами. Хочу, чтобы мы сами были себе цензорами. Имея 20-летний опыт в кино, наверное, мы все-таки чувствуем аудиторию и понимаем, как это сделать. Поэтому и собираем вокруг себя талантливых людей. – Вы уже начали привлекать к совместной работе талантливых людей. В частности, режиссера Бориса Хлебникова, который запускает с вами свой новый фильм. – Да, у нас уже утверждены актеры на роли – это Александр Яценко и Ирина Горбачева. Фильм называется "Аритмия", сценарий написали Наташа Мещанинова и Борис Хлебников. Это картина о человеческих отношениях, главные герои – врач скорой помощи и его девушка, которая работает в больнице. Фильм делаем совместно с Сергеем Сельяновым, с которым в свое время вместе снимали "Дом" Олега Погодина. Подали заявку в Министерство культуры, теперь ждем решения по поддержке. В сентябре начнем снимать, в мае-июне следующего года картина будет готова. – Есть у вас в запуске и дебютный проект "На районе" Ольги Зуевой. Насколько, на ваш взгляд, важно крупным, успешным продюсерам работать с дебютантами? – Мы как раз с Сережей Сельяновым считаем, что дебютантов надо обязательно поддерживать. Если ты как продюсер чего-то достиг, то обязан, на мой взгляд, раз в год или в два запускать дебют. Я это делаю с удовольствием, но опять же пытаюсь выбирать талантливых, как, например, в случае с Олей Зуевой. Она выросла во Владивостоке и, хорошо зная фактуру, город, написала сценарий о местной жизни. По жанру "На районе" – криминальная драма. Сопродюсером фильма выступает Данила Козловский, он же сыграет в фильме одну из главных ролей. Съемки пройдут во Владивостоке, начнутся, надеюсь, к середине августа. Бюджет – около 60 млн руб. – Компания "Марс Медиа" не относится к студиям-лидерам, у которых есть определенные преференции в получении господдержки от Фонда кино. Как вам кажется, нужна ли вообще эта система лидеров – с учетом того, что у вас в запуске сразу несколько проектов, а у некоторых лидеров выходит один в несколько лет? – Я считаю, что отменять эту систему неправильно еще ближайшие 5-7 лет, пока наш кинематограф не встанет на ноги. Есть, конечно, определенная несправедливость в том, что сегодня критерий лидерства определяется по компаниям. Я считаю, что это не совсем корректная и правильная схема. Ведь кино снимают конкретные люди, поэтому выбирать надо не компании, а продюсеров-лидеров. Получается, что все фильмы, которые я делал в ЦПШ (Central Partnership) как продюсер, остались в ЦПШ, а не засчитались мне. В результате сегодня ЦПШ – в компаниях-лидерах, а я – нет, и мне надо с нуля зарабатывать все баллы, чтобы войти в этот список. Мы, конечно, работаем в этом направлении. Две картины у нас выходят в этом году, сильная программа на следующий год, в том числе "Кома", которую делаем с Сариком и Гевондом Андреасянами. Надеюсь, справимся со сценарием, и в следующем году снимем "Ликвидацию", которая тоже потенциально кассовый фильм. В 2018 году выйдет "Т-34". Добавит очков и наше авторское кино. Так что, думаю, через два года сможем претендовать на лидерство. Если говорить о системе господдержки по коммерческому кино, которым занимается Фонд, и по авторскому кино, которым занимается министерство, то они нужны. Сегодня делать фильмы в одиночку сложно: рубль упал в 2,5 раза, стоимость производства растет. А нам нужно делать качественное кино и завоевывать позиции не только своего рынка, но и западного. Самое главное – преодолеть негативное отношение зрителей, которое пока существует по отношению к российскому кинематографу. А это можно преодолеть только хорошими картинами. Да, у нас был период, когда снималось много киномусора на шальные нефтедоллары, но сейчас все чаще выходят хорошие фильмы, взять те же "Битву за Севастополь", "Батальонъ", "Призрак". Такие работы поднимают уровень нашего кино и, мне кажется, в конечном итоге вернут доверие зрителей. – Одной из мер поддержки отечественного кино стала возможность министерства регулировать даты релизов фильмов в прокате. Как вы относитесь к этому? – Как продюсер вижу все сложности, которые возникают и в связи с производством, и в связи с выпуском фильмов, нехваткой денег на рекламную кампанию. Я сторонник всяческих преференций в пользу российского кинематографа. Вплоть до квотирования западного кино, потому что надо заканчивать с тем киномусором, который к нам попадает. Кто-то, по всей видимости, на этом зарабатывает деньги, но это кино заполняет экранное время в кинотеатрах, и просто стыдно видеть, как такое выходит на наши экраны и при этом нигде в мире не появляется. Также выступаю и за регулирование дат релизов. Нам сложно договориться с крупными американскими компаниями. Например, в прошлом году у нас был опыт выпуска военной драмы "Единичка", которая стояла на одной дате с американским блокбастером – ее просто выдавливали с росписи, кинотеатры не хотели ставить. Поэтому я – за, просто все надо делать тонко, грамотно, с умом. – Нынешний год объявлен Годом российского кино. Что вы ждете по его итогам? – В этом году сделали все деньги невозвратные, за это большое спасибо. Но мы столкнулись с ситуацией: заняли первое место на питчинге Фонда кино, получили максимальную сумму поддержки, однако для картины бюджетом 550 млн это мало. Считаю, что помощь должна быть увеличена минимум в два раза. Как? Не знаю, про это пусть думают умы в министерствах, это их работа. Мне кажется, по большим фильмам должны быть специальные решения, чтобы денег хватало для производства. А результаты Года кино мы увидим в 2017-2018 годах, уверен, они будут положительными. Я ратую за то, чтобы доля российского кино выросла. Только просто так она расти не может. Американские мейджоры порой действуют у нас очень нагло, и с этим надо бороться. И я бы в два раза увеличил, хотя бы постепенно, государственную помощь за счет каких-то правильных финансовых мер. Тогда доля российского кино может дойти до 25-27%. Беседовала Мария Токмашева

Рубен Дишдишян: мы хотим стать первопроходцами в производстве фильмов для интернета
© ТАСС