Войти в почту

На выставке в Москве показали, как создавался сериал о Софии Палеолог

Совок для монет, шагомер, тубусы для свитков, перья в подставке, емкость для сургуча и сургучная ложечка, ларчик, очки Фиораванти, инструмент - музыкальный прототип скрипки… Какие только вещи из жизни наших предков в 16 веке не увидишь на выставке "София". История одного фильма", которая открылась в выставочном центре "Рабочий и колхозница". Экспозиция, подготовленная ГМВЦ "РОСИЗО" и Объединением "Манеж" при содействии Министерства культуры РФ, начала работу в середине июля и продлится в Москве до 23 октября. Ожидается, что к этому времени 10-серийный фильм уже будет в эфире канала "Россия 1". Он посвящен Софии Палеолог - наследнице Византийских императоров, которая стала женой московского князя Ивана III. Чаще всего о ней вспоминают в связи с Двуглавым орлом - Российским гербом, который именно София принесла "в приданое" Ивану III, а также в связи с Иваном Грозным, бабушкой которого она была. Поскольку сериал (как его называют, "наш ответ "Игре престолов") увидят во всей стране, выставка потом поедет по разным городам - по местам съемок и не только - зрителям будет любопытно узнать, как именно снимается масштабное историческое кино. Тем более, что на выставке не просто отслеживаются все этапы создания фильма - от чернового написания сценария до монтажа, но еще и проводится специальный курс, как именно снимается кино, рассказывается, что такое "Хромакей" (кто не знает - зеленый фон для проведения съемок, на который потом "накладывается" компьютерное изображение), монтажно-тонировочный период, как делается грим. Но, конечно, главные люди для тех, кто приходит на выставку, - даже не артисты, хотя в фильме собрано яркое созвездие - Мария Андреева (София), Евгений Цыганов (Иван III), Надежда Маркина (его мать, княгиня Мария Ярославна), Мириам Сехон (служанка Софии Лаура), а также Виктор Вержбицкий, Анна Чиповская, Александр Балуев, Борис Невзоров, Петр Зайченко и другие, и не режиссеры - Алексей Андрианов и Слава Росс, а художник-постановщик и художник по костюмам. Картину для одного из крупнейших федеральных каналов снимали по киномеркам немного - всего год. Но работа была проведена основательная. На выставке четыре павильона, в каждом из которых даже издалека можно разглядеть, сколько сил вложили в сериал те, кто над ним трудился. Перед павильонами - четыре крупные видеоинсталляции: на больших экранах создатели фильма делятся подробностями и впечатлениями от съемочного процесса. В частности, Наталья Салтыкова - художник по костюмам - рассказывает, что за тканями для нарядов они специально ездили в Стамбул, самым уникальным в одежде называет уругвайские пуговицы. "Положительные герои у меня решены в теплых тонах, а отрицательные - в холодных", - говорит она. Книги, одежду, предметы, иконы для того, чтобы они были органично вписаны в соответствующее время, после изготовления специально состаривали. Процесс состаривания тканей называется "фактурка". Самое большое впечатление производят книги, оружие и украшения. Даже хочется немного побыть актрисой, чтобы оказаться внутри этих интерьеров, примерить наряды - от итальянских (детство Софии, правда, она тогда звалась Зоя, прошло в Риме) до русских. Этажом выше расположен медиапроект - на компьютерах можно подробно рассмотреть каждую деталь всего, что было создано для съемок. Изучая эскизы костюмов, узнать, что такое Оплечье, Наручи или Летник. Посмотреть фотографии и даже видео из фильма. - Людям хочется проникнуть в этот закрытый волшебный мир. А нам - показать, насколько тяжелый труд - его создать. Потому что, говоря о кино, обычно думают о режиссере и об актерах. Но не о тех, кто остается за кадром. Если после съемок нет фильма, который берется за ту же эпоху, куда логично "перетекает" реквизит, то все это лежит в запасниках и ждет своего часа. При этом, если после съемок все это сразу не сохранить, то созданное разойдется и рассыплется - на какие-то другие проекты, на склады, и дальше полноценно собрать это будет невозможно - рассказывает Дарья Парфененко, пресс-секретарь ГМВЦ РОСИЗО. Нужно признать, что подобная выставка - очень грамотный ход, привлекающий внимание к фильму. В практике режиссера Алексея Андрианова уже был подобный опыт. Накануне премьеры его фильма "Шпион" в 2012 году в центре "Москва" устроили внушительную выставку, раскрывающую подробности времени, о котором снят фильм - весны 1941 года. Напомним, что в той картине снимались Данила Козловский, Федор Бондарчук и другие. А выставка запомнилась своим необычным ходом - не к каждому проекту такие устраивают. А жаль. О чем фильм История женщины, бравшей свое начало от императорской династии Палеологов и ставшей свидетельницей уникальных исторических событий. София, она же Зоя, проживала на Руси в конце 15 - начале 16 веков. Она была великой московской княгиней. Сам Папа Римский Павел II предложил овдовевшему Ивану III взять в жену Софию. Переговоры длились три года. Девушка совершила дальнее путешествие, чтобы оказаться на Руси. Какой она увидела земли, где ей предстояло остаться жить? Она родила царю сына Василия III, став впоследствии бабушкой Ивана IV Грозного. Союз с Иваном дал жизнь пятерым сыновьям и четырем дочерям. Возможно, между супругами царили теплые чувства, а не политический мотив. Жизнь Софии изобиловала событиями. Многие из них были запоминающимися не только по радостным поводам. София Палеолог стала фигурой значительной, хоть и не имела прямого влияния на формирование политических событий.