Зачем Новому Федеративному Альянсу нужен старый военный робот?
История о людях, выживших после планетарной катастрофы, — коротко о безбюджетном фильме, работу над которым заканчивает режиссер из Владикавказа Артур Омаров. 28-летний монтажер местного телеканала уже несколько лет снимает короткометражное кино, добился первого успеха на Западе и надеется на новый. Сталкеры в поисках робота Сюжет картины зашифрован в длинном и странном названии «Зачем Новому Федеративному Альянсу нужен старый военный робот?». Два сталкера из этого самого альянса бредут по пустыне в поисках технологии, утраченной во время глобальной катастрофы. — Один из них — в наручниках, второй — с оружием. Это технический специалист и солдат — у него миссия найти остатки робота и потом сделать что-то полезное для человечества. Звучит путано, но нельзя понятно объяснить сюжет короткометражки так, чтобы осталось, что посмотреть, — смеется Артур. Продолжительность фильма не превысит 15 минут. Сценарий режиссер писал сам. Говорит, ориентировался на «красиво-депрессивное» кино по книгам американского писателя-фантаста Филипа Дика. — Он часто описывает мир после глобальной катастрофы. Мне нравились эти мотивы, но я понимал, что это очень затратная затея. Строить под такой сюжет декорации — долго, трудно и дорого. А потом в местных новостях мы увидели эту свалку и подумали: вот неплохой вариант воплотить мечту. «Эта свалка» — это заброшенный полигон скандально известного металлургического завода «Электроцинк» недалеко от Владикавказа. Постапокалиптическими декорациями стали горы промышленных отходов, накопленные за 70 лет ядовитого производства. — Конечно, мы сомневались, удастся ли получить разрешение на съемку. Поискали владельцев, людей, к кому можно было бы официально обратиться с запросом, но никого не нашли. Снимать решили несанкционированно. 14 часов сырого кино Съемки шли почти два месяца и только по воскресеньям, когда у операторов и актеров был выходной на основной работе. До этого были несколько недель репетиций, поиск места съемки и реквизита. — У нас не было специалистов по гриму и костюмам. Все занимались всем, и поэтому случались ляпы во внешнем виде героев, в расстановке предметов в кадре. Тогда мы решили рискнуть и попробовать снять весь фильм за один световой день. Начали около четырех утра и закончили к шести вечера, — рассказывает Артур. 14 часов отснятого материала загружены в память компьютера. Завершить монтаж Артур планирует к осени, но возникла проблема: в родной республике нет специалистов по кинозвуку. Сейчас режиссер копит деньги, чтобы нанять профессионала из другого региона. Как только наберется нужная сумма — сведут звук, и можно будет готовить фильм к прокату. — А актеры — наши хорошие друзья. Они не имели никакого отношения к кино, но оказались очень способными. Мы удивились, насколько хорошо у них получилось исполнить свои роли. Денег в коротком метре нет Заработать на фильме не удастся, но есть шанс заявить о себе, уверен Артур. Он собирается отправить картину на крупные кинофестивали, специализирующиеся на фантастике. — В мире сейчас очень высокий спрос на жанровое фантастическое кино. На профильных фестивалях можно встретить все: от хардкорной научности до любых околофантастических тем. В год таких проходит около сотни. Для участия почти всегда нужен денежный взнос. Есть и бесплатные, и очень дорогие фестивали, но в среднем за заявку придется заплатить от 15 до 60 долларов. — Это плата за то, чтобы фильм посмотрела отборочная комиссия. Мы решаем проблемы по мере поступления и пока оплачиваем взносы из личных средств. У некоторых фестивалей есть призовой фонд, но чаще всего участие в них — это не возможность заработать, а шанс, что тебя заметит известный режиссер или продюсер. — Можно найти финансовую поддержку на дальнейшие проекты. Текущие монетизировать вряд ли удастся, — говорит Артур. Он не в первый раз участвует в зарубежных фестивалях. Фильм «Гребаные вольвоксы», снятый Артуром вместе с Елизаветой Чухаровой, в 2013 году получил специальную премию жюри на международном фестивале одноминутных фильмов Filminute. — В жюри был голливудский режиссер Ричард Линклейтер, он оценил наш первый фильм. Тогда мы и решили: есть смысл продолжать и, возможно, стоит вынести кино за рамки хобби. Почему не в России — Была работа, с которой мы хотели попробовать свои силы в России, — рассказывает режиссер. — У нас принято уделять внимание авторам, появляющимся в секциях короткометражного кино на больших фестивалях, таких как «Кинотавр» или Московский международный. Но там очень высокие требования к техническому уровню картин. Обязательна съемка на профессиональную кинокамеру, есть требования к звуку и цветокоррекции. Артур, как и большинство начинающих режиссеров, снимает на ту камеру, что есть. Монтирует сам, цветокоррекцию делает тоже сам. Взял бы напрокат профессиональное оборудование, но во Владикавказе такой услуги нет. Поэтому режиссер предпочитает участвовать в европейских кинофестивалях: отборочные комиссии лояльны, да и со стороны мировой прессы внимания больше. После того, как «Робота» (так автор сокращенно называет свою картину) покажут на фестивалях, молодой человек надеется приступить к чему-то более серьезному. — В прошлом году я хотел начать съемки полнометражного фильма. Но трезво оценил силы и понял, что пока рано. Сколько бы людей мне ни помогало, это все равно сложно. Я не отвергаю идею совсем. Сценарий уже готов. Действие происходит в наше время, но опять есть элементы фантастики, — говорит он. В родном Владикавказе у Артура есть друзья, которые помогают со съемками и играют «за интерес», и стабильная работа, позволяющая выкраивать деньги на фестивальные заявки и оборудование. Но все-таки хочется попробовать себя в Европе или хотя бы в Москве, признается режиссер. — Я понимаю, что в техническом плане пока серьезно проигрываю тем, у кого есть профессиональное оборудование. Ехать куда-то хочется не с пустыми руками. Я должен поработать здесь, чтобы там не было стыдно показать свои фильмы.