Войти в почту

Мадс Миккельсен о "Докторе Стрэндже", "Ганнибале" и родном датском

Датский актер Мадс Миккельсен, в последние годы окончательно превратившийся в звезду мирового кино и последовательного воплотителя образов злодеев ("Казино "Рояль", "Ганнибал", "Доктор Стрэндж") не так часто становится объектом внимания со стороны прессы - в силу самоочевидности его голливудского амплуа. Что интересно, только датские зрители и поклонники скандинавского кино в целом имеют возможность по-настоящему оценить актерский талант Миккельсена, ведь именно у себя на родине, в работах меньшего масштаба, ему не раз удавалось безошибочно точно создать очень разнообразных и интересных героев, далеко выходящих за рамки черно-белых стандартов, предлагаемых Голливудом. Актерская карьера Мадса Миккельсена дает достаточно объемное представление как о современном датском кино в целом, так и о тех людях, которые внесли ощутимый вклад в его возрождение на современном этапе, сделав это событие культурным явлением, выходящем далеко за рамки этой небольшой страны. Так, Миккельсен сыграл в двух частях криминальной драмы "Дилер" (Pusher) тогда еще начинающего режиссера Николаса Виндинга Рефна. Снялся в датско-шведском детективном сериале "Спецподразделение" (Rejseholdet), одном из первых проектов, выполненных в стиле, получившем впоследствии название "скандинавский нуар". Он выступил в комедийном амплуа в фильме "Все кувырком" (En kort en lang), появился в "Открытых сердцах" (Elsker dig for evigt), душераздирающей драме Сюзанны Бир, снятой по канонам "Догмы", а впоследствии - в ее же картине "После свадьбы" (Efter bryllupet). Режиссер прославилась за рубежом позднее, прежде всего, благодаря "Мести" (Hævnen) и вышедшему в этом году "Ночному администратору" с Томом Хиддлстоном и Хью Лори в главных ролях. Отдельного упоминания стоят его герои в абсурдистских черных комедиях Андерса Томаса Йенсена ("Мерцающие огни" (Blinkende lygter) , "Зеленые мясники" (De grønne slagtere) , "Адамовы яблоки" (Adams æbler), последняя из которых - "Мужчины и куры" (Mænd og høns), в силу своего явно провокационного характера, вряд ли может импонировать зарубежному зрителю, но отменить удивление от потрясающего перевоплощения утонченного "голливудского" Миккельсена в тупого мужлана не в силах. Помимо этих ролей, Миккельсен убедительно сыграл члена подпольного движения сопротивления в исторической драме Оле Кристиана Мадсена "Пламя и Цитрон" (Flammen og Citronen) - Иоганна Струэнзе, придворного доктора и доверенное лицо датского монарха Кристиана VII в "Королевском романе" (En kongelig affære) Николая Арселя, фильме, который был номинирован на "Оскар". Но для многих любителей европейского кино эталоном глубины его погружения в актерский образ стала его работа в драме Томаса Винтерберга "Охота" (Jagten). В интервью британскому изданию The Independent Мадс Миккельсен рассказал о своем мироощущении, "Докторе Стрэндже", спин-оффе "Звездных войн", о дальнейших творческих планах и соотношении датской и англоязычной составляющих собственной идентичности. Он также попытался дать ответ на вопрос, почему его амплуа в скандинавском и англоязычном кино настолько разнятся. Возможно, немаловажную роль играет акцент - если раньше в американских фильмах злодеев зачастую играли британцы, то в последнее время "плохими парнями" все чаще становятся выходцы из стран Скандинавии. Но свое участие в "бондиане" и "Ганнибале" актер расценивает как большую удачу. Интересное замечание было сделано актером относительно датского юмора. По его мнению, он имеет много общего с английским, не в последнюю очередь - благодаря "Монти Пайтону", хорошо знакомому датскому телезрителю, который со временем привык к присутствию определенной степени безумия в сатирических кинопроизведениях. И все же юмор соотечественника Андерса Томаса Йенсена актер не характеризует как специфически датский. На его взгляд, существуют такие режиссеры, как Дэвид Линч или братья Коэн, которые уникальны именно как личности. Йенсен, известный преимущественно у себя на родине, принадлежит именно к этой категории людей. Мадс Миккельсен не выказывает предпочтений относительно форматов кинопроектов, в которых ему приходится участвовать. И блокбастеры, и национальное европейское кино требует от актера концентрации, разбора роли, полного погружения - в нее вне зависимости от того, сколько человек присутствует на съемочной площадке - 20 или 500. Конечно тот факт, что Миккельсен - датчанин, позволяет ему чувствовать кино своей страны изнутри, и именно это для него - наиболее комфортная среда. Однако с возрастанием степени его вовлеченности в мировой кинематограф данное обстоятельство становится все менее значимым. О двух крупных проектах с участием Миккельсена, которые появятся на экранах в этом году ("Изгой-Один. Звёздные Войны: Истории" и "Доктор Стрэндж"), актер может поведать только в общих чертах. Обе эти работы непросты в том плане, что они являются составными частями двух субкультур с многолетней историей - "Звездных войн" и вселенной Marvel. Внимание к персоне актера со стороны поклонников этих двух киномиров произвело на него большое впечатление. Персонажи, которых он сыграл в этих двух фильмах, очень разные. Но по его признанию, роль злодея в "Докторе Стрэндже" стала самой сложной за всю актерскую карьеру. Если бы ему было двадцать, он бы пустился в эту авантюру без каких-либо раздумий, но в пятьдесят это оказалось не так-то просто. Та часть "большой игры", в которую ему посчастливилось внести свою лепту, потребовала многого - и физические травмы, произошедшие во время съемок, все еще дают о себе знать. Что касается самого Каэцилиуса, который в фильме противопоставляется Стивену Стрэнджу, Миккельсен говорит следующее: хороший он или плохой, решать зрителю. Так или иначе, Каэцилиус верит в то, что мир можно сделать лучше, но способы достижения этого он выбирает другие, чем доктор Стрэндж. Именно в этом заключается противоречие между магом и бывшим хирургом. Но, как любой одаренный лидер, он хочет жить в более гармоничном мире. Миккельсен рассказал о своем видении будущего сериала "Ганнибал". На настоящий момент все находится в руках создателя концепции и одного из сценаристов Бриана Фуллера - "Ганнибал" создан им и продолжен может быть только при его участии. Отличительной чертой повествования является то, что его можно продолжить в любой момент, взяв любую точку в качестве завязки нового повествования. Если Фуллеру удастся убедить один из телеканалов в целесообразности продолжения, то съемочная команда, он уверен, соберется вновь. Зачастую проекты, которые длятся несколько лет, не обладают такой притягательностью, чтобы актеру захотелось к ним вернуться спустя определенное время, однако "Ганнибал" является счастливым исключением из этого правила. Вопрос о том, является ли датский - при всем обилии англоязычных ролей - языком, которому Миккельсен отдает предпочтение, таит загадки для самого актера. По его заверениям, он все еще пытается нащупать свое личностное измерение в английском языке. И чем больше времени он проводит в Великобритании и США, тем легче ему удается изнутри прочувствовать культурно-языковой пласт новых ролей. Но английский имеет кучу ипостасей - стоит только погрузиться, например, в австралийскую действительность, и приходится начинать с самого начала. Конечно, датский язык, будучи родной стихией, таких усилий от него не требует. Миккельсен признает, что его актерская карьера началась достаточно поздно - когда ему было тридцать лет. Но, оглядываясь назад, он уверен, что так, видимо, было надо: всему свое время. В юношеские годы будущий актер был профессиональным гимнастом, а после окончания спортивной карьеры десять лет профессионально занимался хореографией и выступал с представлениями в Micado danse Ensemble. И только после этого начались его первые шаги в театре и кинематографе, уверенно ведущие его к новым вершинам мастерства.

Мадс Миккельсен о "Докторе Стрэндже", "Ганнибале" и родном датском
© Российская Газета