Название выходящего у нас «Капитана Фантастик» настраивает на кинокомикс. Типа «Фантастической четверки» или «Капитана Америка». А на самом деле это — философская притча, облеченная в формы трагикомедии и роуд-муви. «Капитана Фантастик» снял Метт Росс, не имевший серьезного режиссерского опыта. Тем не менее фильм получил в этом мае приз за режиссуру во второй по значимости Каннской программе «Особый взгляд». Но важнее для фильма не Росс, а Вигго Мортенсен – один из знаковых актеров 2000-х, сыгравший центральную роль Арагорна во «Властелине колец», в трех крутейших триллерах Дэвида Кроненберга «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт» и «Опасный метод», в мрачной постапокалиптической антиутопии по роману Кормака Маккарти «Дорога» и, в частности, фильме о поколении битников по роману Керуака «На дороге». Причем в «Опасном методе» он Зигмунд Фрейд, а в фильме «На дороге» — Уильям Берроуз. «Капитан Фантастик» для Виго Мортенсена — личная картина. Он увлекается теориями, которые были перенесены на экран, лично вносил дополнения в сценарий и даже подарил фильму какую-то свою музыку (в титрах, впрочем, его композиторский вклад не отмечен). Фильм — нравится. Его одарили Призом зрительских симпатий на фестивале в Карловых Варах. У него высоченная оценка 8,1 на www.imdb.com. После единственного показа «Капитана Фантастик» на Московском кинофестивале у нас писали, что это фильм, порождающий отчаянную жажду жить. И что это вообще лучшая американская независимая картина за долгие годы. У меня, однако, как часто случается, впечатление двойственное. О ЧЕМ ЭТО О семье отшельников: отец и шестеро детей, три мальчика и три девочки, — живущей в лесу. Как выяснится, детям от 7 до 18-ти, и в лесу они лет десять. До этого еще пять те, кто успел родиться, обитали на ферме. Из всех детей только старший 18-летний имеет представления о цивилизации, поскольку они с отцом иногда добираются до ближайшего городка на собственном большом автобусе (обычном приватизированном рейсовом!), переоборудованном под спальню для поездок. В городке они продают в сувенирную лавку свои поделки. Еду там не покупают, ведь она гиблая. Они не сектанты и не знаменитые в СССР отшельники Лыковы. Их побег не имеет отношения к религии. Это – их собственная гуманитарная акция и экологическая миссия. Цель – единение с природой во имя самоспасения, ведь цивилизация выстраивает людей в шеренгу, лишает ума и здоровья (во время первого же массового выезда в город дети с ужасом смотрят по сторонам и говорят: а люди здесь что — болеют? Какие они все жирные! Бегемоты! На вопрос, что такое кола, отец отвечает: отравленная вода.) При этом речь о реальном единении с природой как у дикарей. Еду добывают сами. Фильм начинается с того, как представитель семейной стаи, старший сын, перемазавший лицо для маскировки грязью, перерезает горло оленю. После чего отец производит отряд инициации – посвящения сына из мальчиков в мужи: вырезает у оленя то ли сердце, то ли печень и дает ему съесть. Тот, кстати, съедает. Отец учит детей рукопашному бою с ножами. Учит, как, в случае чего, убить противника. Даже у малолеток в семье свой большой нож. У них ежедневные суровые физкультурные тренировки, вплоть до опасного скалолазания по отвесной горной стене. Умение залечить перелом или сильный ожог – это чушь? Умение найти дорогу в темноте по звездам – это чушь? Распознавать съедобные растения, шить одежды из шкур животных, выживать в лесу с одним только ножом – это чушь? Н о он воспитывает в детях не только силу тела, но и силу духа. Не удивительно. С первых кадров ясно: такую акцию с детьми могли затеять только интеллигенты. Ежевечерне все читают у костра. Кто «Братьев Карамазовых», кто — книгу о судьбах человеческих обществ или космосе. Дети знают по шесть языков, включая эсперанто, а также высшую математику и квантовую физику. Отец регулярно устраивает экзамены. А что до литературы, то заставляет вслух анализировать прочитанное. При этом запрещены общие слова типа «скучно» или «интересно», что близко мне как кинокритику — ты своим анализом покажи, скучно это или интересно! Еще они совместно музицируют. Утопия? Конечно, утопия. Но подобные попытки создать идеальную ячейку неидеального общества и впрямь не редкость. Тем более, что дети в итоге обретают силу и образование, которые недоступны их сверстникам из обычных школ. Они образованы так, что старший сын получает письма с приглашением учиться почти во всех ведущих вузах США: в Гарварде, Принстоне, Массачусетсе и т. д. Конечно, это еще и открыто антибуржуазная акция – со всеми предсказуемыми перегибами. Семилетнего мальчика не смущает вопрос, кто такие фашисты: это националисты-милитаристы, которых поддерживает крупный капитал. Дискутируется вопрос: должен ли рабочий класс поднять знамя революции в борьбе против эксплуататоров. Дети увлекаются Троцким, Мао и даже Пол Потом. Роль этакого гуру для семьи заочно играет лингвист, философ, враг буржуазии и американской внешней политики Ноам Хомский. Дискутируется вообще многое. Так что вопрос ряда рецензентов, не является ли отец тираном, не вполне уместен. Любой конфликт идей, по мнению отца, достоин семейной дискуссии. Если в процессе спора его переубедят, отец готов отказаться от своей позиции. Проблемы начинаются, когда умирает (причем покончив с собой) мать, которой не было с ними больше трех месяцев. Она лечилась от депрессии в больнице возле далекого дома родителей. Лечение, кстати, оплатил ее лесной муж – отец-герой. Он честно рассказывает детям, что мать перерезала вены. Его философия: детям нельзя врать. Он всегда честно отвечает на их вопросы, даже если малолетки спрашивают о сексе. Возникает дилемма: ехать ли на похороны матери. Ехать, естественно, надо. Это ведь мама! Вдобавок родители матери хотят похоронить ее в гробу по-христиански, отпев в церкви, а мать ненавидела как буржуазные, так и религиозные институты, была буддисткой, желала быть сожженной. Но ехать нельзя, потому что тесть пообещал арестовать отца отшельников, обвиняя его во всех грехах, и забрать у него детей. В итоге они решают, что трусить стыдно и надо все-таки ехать. Путешествие по Америке – одни из лучших эпизодов фильма. Но нетрудно догадаться, что столкновение с социальной реальностью положит конец утопической семейной идиллии. ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО. Модная тема в западном кино – возможны ли гармония в жизни последних хиппи и реальное освобождение от оков современного мира: см. «Пляж» с Ди Каприо по роману Алекса Гарланда, «Вместе» остроумного шведа Лукаса Мудиссона, фильм Ребекки Миллер (дочери Артура Миллера и жены Дениела Дэй-Льюиса) «Баллада о Джеке и Роуз». Заметьте: фильмы на интересующую нас тему о свободе от общества делают исключительно интеллектуалы высшего полета. Они все мечтали бы освободиться. Все фильмы про современных хиппи были о том, что попытки эскапизма сейчас, стремление отгородиться от давящего социума – самообман. Хотя в реальности есть же государство хиппи Христиания на территории Копенгагена, но я там не был и не уверен, что это чистосердечная территория, не превратившаяся с годами в просчитанный бизнес-проект. Выгодный проект сродни тому, каковым постепенно стало и американское независимое кино, превратившееся в коммерческий брэнд. Но даже если эскапизм — утопия, после фильма остается другой важный вопрос: можно ли сегодня в принципе дать детям альтернативное образование, чтобы они, с одной стороны, не отрывались от мира, как дети в «Капитане Фантастик» (что, естественно, способно привести к травмам), а с другой, были во всех смыслах развитее своих школьных сверстников? Ведь как ни относись к персонажу Вигго Мортенсена, он все-таки выпустил в жизнь детей, которые первыми выживут в условиях возможного постапокалипсиса, вариантами которого пугает XXI век. А интеллектуально они уж точно развитее прочих. Сейчас много рассуждают о том, что нынешнее молодое поколение – первое в западном мире, которое материально живет хуже, чем жили их родители. Потому что после Второй мировой Запад вплоть до 2008-го шел на подъем. Но нынешнее молодое поколение еще и намного необразованнее родительского. Темнее, неначитаннее. «Капитана Фантастик», возможно, не стоит анализировать столь серьезно. Он достаточно ироничен. В последней трети недовыстроен и слегка несуразен. Но финал — суровый. СЛОЖНОСТИ «Капитан Фантастик» — фильм, который до конца не оценишь с одного просмотра. Он – прежде всего интеллектуальный, не эмоциональный. Тут просто не оценишь и не запомнишь сходу все значимые фразы, вызывающие на реальный спор. НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА Прежде чем завести детей, dude, всерьез подумай, чему ты хочешь их научить, сумеешь ли этому научить и готов ли положить на это жизнь.