Ещё
"Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по Москве"
"Скандалы, ультиматумы, запои, ловля его по Москве"
Актеры
Картина "Текст" стала лучшим фильмом года
Картина "Текст" стала лучшим фильмом года
Фильмы
Российские актрисы, популярные за рубежом
Российские актрисы, популярные за рубежом
Актеры
Телешоу "Слабое звено" возвращается в эфир
Телешоу "Слабое звено" возвращается в эфир
ТВ

Атмосферные появления 

Завершается фестиваль в Локарно
Фестиваль кино
Завтра завершится 69-й Международный кинофестиваль в Локарно. Его предварительные итоги подводит .
Прежде всего об атмосфере этого крупного европейского кинособытия. С утра здесь начинаются мастер-классы и встречи с видными кинематографистами: к вашим услугам и Джейн Биркин, и , и . Потом целый день до глубокой ночи — конкурсные просмотры, параллельные программы и ретроспективы. А вечером, когда стемнеет, до 8 тыс. человек, включая профессионалов кино и публику, собираются на Пьяцца-Гранде в открытом кинотеатре. Сначала вручаются почетные призы на самом высшем уровне: награждает , а Дарио Ардженто — . Звезды ведут себя очень непосредственно: некоторые вместо формальных речей предпочитают спеть один-два куплета. На стенах старых домов, окаймляющих площадь, проецируются кадры из фильмов с их участием: красота нечеловеческая. А потом на огромном экране начинается кино данного вечера. И его продолжают смотреть, даже если по закону подлости разразится нешуточный дождь. И хотя рядом с площадью идет строительство нового фестивального центра, защищенного от непогоды, именно Пьяцца-Гранде придает фестивалю особую привлекательность, отличая его от всех других.
Этот фестиваль открыт новым территориям: одна из его программ неслучайно называется «Открытые двери» — она посвящена в этом году кинематографиям Южной Азии: Непала, Бангладеш, Бутана, Мьянмы и других государств региона. В конкурсе тоже есть кино из Восточной Азии — Таиланда, Японии, Лаоса. Впрочем, они в этом году погоды не делают. Многого ожидали от тайки с труднопроизносимым именем Аноча Сувичакорнпонг, которое запомнили по ее дебютной работе «Обыкновенная история», победившей несколько лет назад в Роттердаме. Однако новый фильм «Со временем становится темно» оказался аморфным опусом, герои которого профессионально связаны с кинематографом и через него пытаются заполнить внутреннюю пустоту своего существования. Так, молодая анемичная кинорежиссерша, которой однажды удался сеанс телекинеза, хочет снять фильм о деятельнице оппозиционного протестного движения, понять, что руководило ею и ее товарищами, когда они, рискуя жизнью, боролись с военной хунтой. Это ни в коей мере не политическое кино — скорее атмосферное и медитативное, но, к сожалению, не способное по-настоящему ни заинтриговать, ни увлечь.
То же самое можно сказать про многие фильмы конкурса, сами по себе не плохие, но и не хорошие в полном смысле этого слова. Например, про два аргентинских ("Гермия и Елена" и «Идея озера») или про португальскую «Переписку» Риты Азеведу Гомеш, построенную на эпистолярном наследии двух поэтов — Жоржи де Сены и Софии де Мелло Брейнер. Кое-какие любопытные умозаключения (например о том, что европейская культура может спастись от упадка, если заново откроет в себе дух античной Греции) тонут в потоке многословия и образных тавтологий. Совсем не порадовала картина еще одной женщины-режиссера — немки Ангелы Шанелек: из десятков развешанных в фестивальном центре киноплакатов на том, что рекламирует ее «Воображаемый путь», возмущенный зритель нацарапал: «Shame!» Скрестив две драмы двух любовных пар, разделенных временем и расстоянием, автор попыталась выстроить элегантную эллиптическую конструкцию, однако не позаботилась о том, чтобы хоть один из героев вызывал если не сочувствие, то хотя бы минимальный интерес. Поэтому сравнения с Брессоном и другими великими оставим на совести фестивальных кураторов.
Все эти фильмы пытаются говорить о кризисе культуры и человеческих отношений через тщательно выстроенную атмосферу и рефлексии киноязыка. На фоне подобных «атмосферных явлений» выигрывают киноленты, быть может, гораздо более примитивные, зато живые и актуальные. Самая характерная из них — немецкая «Мария» , в центре которой фигура молодой украинки, выживающей в Дортмунде в теневом мире дешевых турецких отелей и нелегальных афер с участием русской мафии. Героиню играет Маргарита Брайткрайц — родом из Омска, с 14 лет живущая в Германии, отлично владеющая немецким, но также вполне аутентично говорящая по-русски с простонародным южноукраинским акцентом. Фильм ломает стереотип образа иммигрантки, обычно изображаемой в виде честной и беззащитной жертвы. Мария умна, хитра и активна, она готова обслужить мужчин — «хозяев жизни», в том числе сексуально, но в конечном счете обводит их вокруг пальца и выбрасывает как использованный презерватив. При этом она способна на благородный поступок, что в итоге вознаграждается. В финале Мария достигает своей цели — открывает собственный парикмахерский салон. А в перспективе — рождение нового гражданина Германии турецко-украинских кровей.
Если только жюри большого конкурса, где доминируют представители Южной Америки и Азии, не будет руководствоваться региональными предпочтениями, они, скорее всего, предпочтут европейское кино. Даже если отбросить польскую «Последнюю семью» и португальского «Орнитолога» с их чересчур экстравагантными и не лишенными комизма садомазохистскими фантазмами, выбор остается достаточным. Это хотя бы австро-итальянский «Мистер Вселенная» Тиццы Кови и , обыгрывающий прелести цирковой стихии. В последний момент к числу претендентов на призы присоединилась болгарская богоискательская драма «Без Бога» — о том, как пробуждается сознание в травмированной жизнью социальной работнице, обслуживающей больных стариков, к которым она не испытывает никакого сочувствия и рассматривает как источник наживы. Дебют Ралицы Петровой не только подтверждает гипотезу о творческом взрыве в болгарском кино, но позволяет помянуть имя Брессона — на сей раз все же с некоторым основанием.
Видео дня. Какую шутку Раневская не простила Рине Зеленой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео