Детки подземелья

Пока весь мир разделился на тех, кому нравится «Отряд самоубийц», а кому — нет, в прокат продолжают выходить интересные фильмы: Брайан Крэнстон вновь дает Уолтера Уайта (ну, почти), Вигго Мортенсен учит детей социализму в «Капитане Фантастике», Disney возрождает дракона, а «Диггеры» осваивают хоррор-потенциал московского метро. Печальная косплейщица с мечом и селфи-палкой, азиат с пристегнутым к руке чемоданом, бизнесмен с суицидальными наклонностями и интеллигент с синдромом Аспергера, а также юная влюбленная парочка садятся в последний вагон последнего ночного поезда. Ничего хорошего такую странную компанию ждать, конечно, не может — и в самом деле, состав проносится мимо конечной, а пассажиры бесследно исчезают. Через пару дней друзья той самой пары в поисках ответов спустятся в метро в компании диггера-конспиролога Егора. Там их ждет встреча со съемочной группой «Битвы экстрасенсов» — а также кое-кто пострашнее (по идее). На деле, конечно, латексному монстру, анонсированному уже на постере «Диггеров», по отвратительности с пергидрольной телепродюсершей не сравниться. Слишком откровенна бутафория, слишком рано фильм свое подземное чудище предъявляет, забывая, что зло невидимое всегда страшнее любых фантасмагорических жертв московской радиации (или кто там творит такое — «черный машинист»?) Как бы то ни было, чудо-юдо вписывается в не умный, но и не скучный сюжет органичнее несколько карикатурной романтической интриги, любовного квадрата, который окончательно выводит «Диггеров» на территорию не столько хоррора, сколько абсурда. При этом нельзя не заметить, что вообще-то страшный жанр истории идет, оправдывая почти все остальные сценарные ухищрения (включая азиата и косплейщицу). Если отечественные ромкомы и квази-блокбастеры фальшивят почти в каждом кадре и каждой реплике, то этот смехотворный фильм ужасов не врет по крайней мере в главной, образующей сюжет предпосылке: в Москве и ее подземном подмосковье действительно очень страшно жить и бывать — зла немерено. Крошке Питу (сначала Леви Александр, потом — Оукс Фигли), прямо скажем, не очень везет — из-за выскочившего на дорогу оленя машину заносит в жутком лесном ДТП, и оба родителя гибнут. Выживший ребенок тут же попадается на глаза стае голодных волков — но не только: заявленный в название выход дракона ждать себя не заставит, как и дружба с первого взгляда. Так что когда через пять лет поселившегося в лесу Пита обнаружит симпатичный егерь Грэйс (Брайс Даллас Ховард, ее слегка тронутого, по общему мнению, папу играет сам Роберт Рэдфорд), разлучить его с большим и добрым, покрытым зеленым мехом великаном-питомцем, получившим от мальчика имя Эллиотт, будет уже решительно невозможно. Дракон из этого, заметно превосходящего до примитивизма наивный оригинал-мюзикл, диснеевского ремейка не только добродушен (повадки явно списаны с какого-нибудь прекрасного пса), но и эффектно правдоподобен. Предыдущий фильм Дэвида Лоури, независимый неовестерн «В бегах», страдал от чрезмерного, с заламыванием рук умничанья — здесь же простой, лишенный второго дна и особенной дидактики сюжет, похоже, позволяет режиссеру сосредоточиться на своих главных талантах. Лоури, как мало кто в современном американском кино, владеет искусством пейзажа — и широкоугольным объективом: даже во «В бегах» то и дело ощущалось присутствие неких, руководящих персонажами сил. В «Пите и его драконе», на крепкой базе фантазийного детского сюжета, эта особенность стиля лишается жесткости — и в сочетании с роскошным CGI-драконом, позволяет фильму генерировать почти постоянный ток, ощущение чуда, причем заметное далеко не только ребенку. 1986-й. Рейган только что объявил войну наркотикам. Федеральный агент, бывший бухгалтер Боб Мэйзур (Брайан Крэнстон) болеет за дело не только душой, но и телом: на задержании драгдилера с поличным у него прямо на груди загорается жучок. Вместо заслуженной пенсии Мэйзур решает повысить ставки — и догадавшись расследовать не сам кокаиновый трафик, а схемы по отмыванию наркоденег, придумывает себе образ. Знакомьтесь — Боб Муселла, бизнесмен и гедонист, способный отмывать миллионы долларов в короткие сроки, не задавать лишних вопросов и не теряться на бандитской вечеринке со шлюхами и блэкджеком. Так, по крайней мере, Боб представится приближенным к Эскобару авторитетам из Медельинского картеля — и те поверят. «Афера», конечно, основана на мемуарах самого Мэйзура — для которого успешная, пятилетняя операция не стала (пока) смертным приговором. Другое дело, что следование фактической правде этот фильм с готовностью разменивает на проверенные временем (а также «Донни Браско», «Отступниками» и сериалом «Нарко») клише кино о работе под прикрытием, живописную фактуру легкого, игрового жанра. Поэтому как бы глубоко Мэйзур ни забирался в нутро наркобизнеса, зритель толком не ощущает, что герою что-то всерьез угрожает (в отличие от того же «Донни Браско»). Режиссеру Фурману оказывается достаточно того, что на его героя попросту очень любопытно смотреть — ведь его, задействуя те же, что и в истории Уолтера Уайта, актерские мускулы играет Брайан Крэнстон. Как бы фильм ни стремился к шаблону и чрезмерной колоритности, впервые после финала Хайзенберга видеть Крэнстона в роли, которая ему идет (чего нельзя было сказать ни о «Годзилле», ни даже о «Трамбо»), — мощный ностальгический опыт. Бен Кэш (Вигго Мортенсен) придерживается нестандартной системы воспитания детей — их у него шестеро, по три мальчика и девочки, в возрасте от 6 до 16. Младшие Кэши умеют охотиться и освежевывать добычу, ежедневно бегают кроссы по пересеченной местности и учатся скалолазанию (даже в дождь), играют на музыкальных инструментах и разбираются в квантовой физике, говорят на эсперанто и читают Достоевского, «Ружья, микробы и сталь», даже, кажется, собрание сочинений Ленина; у младшей дочки над кроватью висит портрет Пол Пота. А еще Кэши с презрением относятся к цивилизации, никогда не пробовали кока-колы и бургеров и ни дня не провели в школе — и сбросив кандалы капитализма и предрассудков, живут в лесу. В последнее время, правда, без очутившейся в больнице с депрессией мамы — и как быстро выяснится, навсегда. Мама покончила с собой. Как раз незримый призрак матери, похороны которой заставят Кэшей сесть в автобус по имени Стив и выйти из сумрака на свет цивилизации, ощутим почти в каждом кадре и придает этому, в целом легкому, оптимистичному фильму веса. У покойной была шизофрения — и груз сопутствующих вопросов (спровоцировала ли болезнь затворничество или оно ее усугубило — или и то, и другое сразу) задает драматическую, правдоподобную интригу в условиях, когда сюжет предсказуемо ведет семейство героев по стадиям первого, комического погружения во внешний мир, уже серьезного конфликта и непременного кульминационного примирения. Утешительный хэппи-энд в подобных, трагикомических семейных фильмах сандэнсовского формата в девяноста процентах случаев кажется не меньшим конструктом, чем образцовый набор шуток (здесь они, к слову, почти всегда искрометные). Но Мэтту Россу, характерному актеру, для которого это второй режиссерский проект, вдруг удается почти цирковой сеанс балансировки на грани, отделяющей комедию от смехопанорамы, а подлинную драму от пошлого сентиментального пафоса. Ответов на вопрос, какое воспитание правильнее — принципиально идейное или компромиссное, у «Капитана Фантастика» может и не быть, но ироничное, пародирующее комиксы название справедливо. Супергероем отцовства ни одному родителю быть не светит, что понять стоило бы поскорее — как, впрочем, и то, что старания в этом направлении небесполезны.

Детки подземелья
© Lenta.ru