Ещё
Траволта нашел ляп в последнем фильме Тарантино
Траволта нашел ляп в последнем фильме Тарантино
Фильмы
Три актера из «Детей Арбата», которые уже ушли
Три актера из «Детей Арбата», которые уже ушли
Актеры
«Голос» начнет выходить в прямом эфире
«Голос» начнет выходить в прямом эфире
ТВ
Что смотреть в кино с 12 декабря
Что смотреть в кино с 12 декабря
Фильмы
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет

Сказания наших дней 

Сказания наших дней
Фото: Дальний Восток
Этническое киноО феномене якутского кино написано уже немало статей. Репортеры с удивлением констатируют факт: северяне не только оленей разводят — овладев современными технологиями, они сумели создать автономный, вполне самобытный и достаточно жизнеспособный национальный кинематограф. Кино — «для своих». Вообще-то, якуты — тюркский, а значит, конный народ, оленей они разводят только в северных улусах республики. Расхожий стереотип: «якут на олене» — продукт заблуждений нелюбопытного чужака, человека мало знакомого с местной культурой. Те журналисты и критики, что пытаются разобраться в феномене, выбирают для анализа различные подходы, привлекая несходную терминологию. Один из таких авторов увидел в якутском кино аналог американского эксплотейшн — дешевых в производстве картин, рассчитанных на быструю окупаемость. Действительно, местным продюсерам и режиссерам приходится постоянно держать калькулятор в уме. Условия задачки просты: фильм должен стать прибыльным, окупиться в границах самой республики, притом что численность народа саха не достигает и полмиллиона человек. То есть бюджет лимитирован, он не может перекрывать ожидаемой суммы сборов. На этом, впрочем, сходство заканчивается. Насилие — моральное или физическое — в якутских картинах, конечно, имеется. Как без него обойтись в ужастиках или фильмах про криминал? Но в гомеопатических дозах. А вот сексуальные сцены редки, эротика целомудренна. Местный зритель национальное порно принять не готов. Базовым жанром якутских картин до последнего времени была мелодрама — с душещипательными коллизиями и недвусмысленностью моральных оценок. Во многом напоминает фольклор: ситуации стереотипны, персонажи подразделяются на четкие категории — «добрых» и «злых». Критики, подмечая эту закономерность, пишут о якутском кино как о «наивном искусстве» или же видят в нем продолжение изустных традиций. Своего рода экранный «постфольклор». Кстати, возникновение национального кинематографа совпало по времени с возрождением эпического наследия народа саха: практика живого исполнения-импровизации героических песен, былин-олонхо (почти утраченная в советские годы) теперь снова неотъемлемая часть культурной жизни.
Да, якутские фильмы в определенном смысле и есть современные олонхо. А сам кинематограф Саха — одно из частных (хотя и наиболее очевидных) проявлений важных этнокультурных процессов, происходящих в республике. В искусстве отражается ренессанс традиционного мировоззрения. Только возрождение не может быть всего лишь старательной реставрацией прошлого, директивным внедрением в повседневность наследия славных предков. Чтобы вписаться в глобальный контекст, необходимо определить координаты своей идентичности. Вот почему не самый многочисленный этнос стремится осмыслить в кино и утвердить в быту ценностный ориентир — свою самобытность. До последнего времени русские персонажи появлялись в якутских картинах лишь эпизодически, на периферии сюжетов. Сейчас по экономическим причинам ситуация меняется: забрезжила перспектива выхода местной кинопродукции на общенациональный рынок. Якутские авторы вовсе и не помышляли сеять межнациональную рознь (в данный момент с дружбой народов в республике все в порядке). Просто разг