Тодд Филлипс: фильмов о людях, которые зарабатывают деньги на войне, почти нет
Интервью С ТОДДОМ ФИЛЛИПСОМ о его новом фильме поговорила ЕЛЕНА КРАВЦУН. –– Прежде чем мы начнем интервью, я хочу сказать, что над вашей комедией «Впритык» я смеялась до слез, и это продолжалось несколько раз, сколько я пересматривала ваш фильм. –– Да что ж такое. Буквально все люди начинают интервью с этих слов. (Смеется.) Нет, я на самом деле шучу. Спасибо! Так приятно. — Одна из центральных тем в ваших картинах — это дружба. И «Мальчишники», и «Впритык», и новые «Парни» — кино о друзьях. Известно, что на съемочных площадках, где работаете вы, все непременно становятся друзьями и в реальной жизни. Что происходило на съемках «Парней со стволами»? — Дружба — очень важная вещь в жизни, умение самому быть надежной опорой и поддержкой, а также такие надежные люди рядом с тобой — зачастую половина успеха проекта. Иногда бывает, что с кем-то здорово задружишься во время работы, а потом раз, съемки закончились, а новых друзей и след простыл. С командой «Мальчишника» мы дружим и активно участвуем в жизни друг друга до сих пор. Например, в «Парнях» появляется Брэдли Купер, который играет такого теневого оружейного барона. На съемочной площадке мы с Джоной Хиллом постоянно смеялись и придумывали миллион разных вариантов шуток. Джона — очень забавный, веселый парень, и мне очень нравилось разговаривать с ним. Более того, у него имеются конкретные политические взгляды. — В основе «Парней со стволами» лежит реальная история. Как вы ее нашли? — Да, это подлинная история из журнала Rolling Stone, написанная в 2011 году журналистом Гаем Лоусоном. На нее наткнулся продюсер Марк Гордон (американский продюсер («Спасти рядового Райана», «Законы привлекательности», «2012»), лауреат премий «Эмми», BAFTA и Гильдии продюсеров США.— “Ъ”) и показал ее мне. Когда я прочитал этот материал, то моя первая реакция была: «не верю», «так не бывает». Затем я подумал, что эти парни, герои статьи, просто просятся на большой экран. Материалы Лоусона, которые я читал, уникальны, невероятны. То, что история с продавцами оружия реальная, меня особенно поразило и вдохновило на съемки. Кстати, вот вы спрашивали меня о дружбе — одним из продюсеров этой картины стал Брэдли Купер, с которым мы очень весело работали на съемочной площадке «Мальчишников». Мы даже создали с ним свою собственную кинопроизводственную компанию, у нас контракт со студией Warner Bros., и «Парни со стволами» как раз первый наш общий проект, выпущенный под собственным брендом. — Я знаю, что в реальной истории с продавцами оружия есть и русский след. В частности, в России многие были недовольны присутствием НАТО в Киргизии, где находилась важная с точки зрения снабжения военных в Афганистане авиабаза «Манас». И в разрешении проблем с поставками как раз участвовал не только один из героев вашей картины Пакуз, но министр обороны США Роберт Гейтс. В вашем фильме этому совсем не нашлось места? Могло бы получиться весьма актуально. — Ха-ха-ха, а Путин сейчас нас слышит? Привет ему передам. Если серьезно, то когда снимаешь экранизацию реальных историй, то приходится жертвовать не только интересными персонажами, но и сжимать многие события для ясности. Что-то обязательно придется менять. Вот, например, Брэдли Купер играет продавца оружия с международным бизнесом. Этот персонаж на самом деле является составным, мы его писали с двух человек. В реальной жизни в офисе у Дивероли и Пакуза висел плакат из фильма «Повелитель войны» с Николасом Кейджем. У нас же в фильме у них висит Аль Пачино с автоматом наперевес из картины «Лицо со шрамом». — Что движет вашими героями — для чего им деньги? — Моих парней вряд ли можно определить как традиционных героев или злодеев. Фильм их совсем не прославляет. Мы стремились показать последствия их действий, разрушительное влияние жадности, то, как именно свалившееся богатство влияет, например, на жену Дэвида и его ребенка. Мы не хотели очернить Пакуза и Дивероли. Эти ребята просто увидели лазейку в системе и нашли ей применение. Честно, я в восторге от этих парней. Меня всегда поражали смелые люди, способные на безумства и беспредел. — А насколько вы сами способны на беспредел, на какое-то безумство? — Из-за фильмов, которые я снимаю, люди вокруг постоянно думают, что я сам такой же беспредельщик и балагур. Но это не так. У меня не было слишком много друзей в детстве. Мои родители развелись, когда мне было восемь. Вместе с сестрой меня воспитала мама. Я никогда не занимался спортом. Первый раз я сыграл в футбол, когда мне было 26 лет. Я даже не мог поверить, насколько это оказывается сложно. Зато я обожаю покер. — Действие фильма связано с поставками оружия в Ираке, сегодня в мире до сих пор полно войн, например, в той же Сирии. Вы хотели сделать какое-то актуальное политическое высказывание? — Когда мы смотрим фильмы о войне, то всегда видим взрывы, боевые действия, сражения, но люди, которые поставляют оружие, всегда остаются в тени. Меня заинтересовали именно они, эти никому не известные «псы войны», которые на самом деле тоже являются вершителями истории. Существует огромное количество картин о войне, солдатах и патриотизме. Но вот фильмов о тех людях, которые зарабатывают деньги на войне, почти нет. Я совсем не хотел обвинять главных героев этой истории Дэвида Пакуза и Эфраима Дивероли во всех смертных грехах, нет. Скорее это обвинение в сторону правительства США, которое вместо того, чтобы открыто вести дела и прозрачно распоряжаться средствами, пустилось в теневые сделки. — Реальные Пакуз и Дивероли консультировали вас как-то в процессе съемок? Вы с ними общались? — Исполнитель роли Пакуза Майлз Теллер перед началом съемок получил возможность пообщаться и увидеть, как сегодня живет реальный Пакуз. Более того, он даже сам появляется в фильме в крошечном эпизоде в доме престарелых и играет гитариста. Пакуз ведь всегда мечтал стать музыкантом. А Дивероли от общения со съемочной группой отказался. Он тот еще гусь. Вы знаете, что он подал в суд на киностудию? Нет? Мы ничем его не оскорбили, не нанесли урон репутации. Просто выяснилось, что, будучи за решеткой, он написал свою биографию и собирался нам же ее и продать. Понимаете, важно сохранять правдивым сам дух истории, тогда ты можешь себе позволить внести некоторые собственные детали. Эти два парня не Стивен Хокинг и Бенджамин Франклин, они были анонимами, про них (их привычки, внешний вид, поведение) долгое время никто не знал, если бы не статья Гая Лоусона. Поэтому мы могли себе позволить позвать Джону Хилла на роль Дивероли, чтобы он дал свэга. Он для этой роли специально, кстати, набрал вес, чтобы быть максимально убедительным, и буквально за несколько дней до съемок придумал этот нелепый высокий смешок. — Буквально недавно стало известно, что HBO снимает мини-сериал про ИГИЛ с Брэдли Купером. Вы какую роль играете в этом проекте? Он как-то связан с «Парнями со стволами»? — Я ужасно суеверный, терпеть не могу говорить о своих планах. — В какой атмосфере вы создаете свои остроумные сценарии? Вы садитесь с командой единомышленников и начинаете брейнсторм? — Раньше я начинал писать около 11 часов вечера, прекращал где-то с рассветом, потом просыпался, пил очень много кофе и все повторялось опять. Теперь у меня есть семья, и я живу по-другому. — В нынешнем году панк-культура, панк-рок отмечает свой юбилей — 40 лет. Ваш первый фильм «Hated: GG Allin and the Murder Junkies» был о панк-рокере по имени Джи Джи Эллин. Я не могу не спросить вас о вашей причастности к панк-движению. Вы слушали панк-рок, может быть, играли сами? — В 1989 году я учился в New York University Film School и решил сделать фильм об очень необычном человеке — о хриплом панк-рокере, который любил обмазаться фекалиями и петь об апокалипсисе со сцены. Он был настоящим безумцем и невероятным засранцем, мог разбить о свою башку бутылку, подраться со своими слушателями, выступать голым. Самое интересное, что его звали Иисус Христос Аллен, такое странное имя досталось ему от его фанатичного папаши. Из-за своих странных акций он частенько тусовался в тюрьме, дружил с серийным убийцей Джоном Уэйном Гейси. У меня совсем не было денег, чтобы снять этот фильм, тогда я написал Гейси в тюрьму и попросил его сделать постер для фильма. И он сделал это. В итоге мой фильм заработал $1 млн, я понял, что я совсем не зря пришел в эту профессию.