Войти в почту

Нашумевшие и еще громче

В Хельсинки прошел фестиваль Flow Фестиваль рок Едва успели завершиться самые последние выступления на площадках Flow, в ночи пришла рассылка от его пресс-службы: общая посещаемость составила 75 тыс. человек -- еще одна победа. Концентрация артистов в этом году оказалась настолько сильна, что хватило бы еще на пару-тройку фестивалей. Между сценами разрывался МАКС ХАГЕН. Поскольку Flow оказывается ближайшим к России мероприятием такого масштаба, его команда уже несколько лет активно продвигает фестиваль и у нас. Более того, для российской публики билеты продавались по фиксированному и весьма льготному курсу евро и, по сути, специально сниженным ценам. Здесь тоже новый рекорд: по предварительной информации, в России было продано почти 1,2 тыс. билетов, а пресс-команда включала журналистов примерно из 30 медийных ресурсов -- от информагентств до радиостанций и блогов. Финские организаторы предполагают, что после окончательных подсчетов общее число россиян на фестивале приблизится к полутора тысячам. Программу организаторы выставили на все вкусы, выдерживая здравый баланс между коммерческими, передовыми и просто хорошими артистами. Отдельным достижением Flow стал концерт New Order, чье предыдущее появление в Хельсинки состоялось еще в 1981-м. Теперь вместо некогда неуверенной в своем будущем группы в трещащей по швам палатке Lapin Kulta возникла матерая и отказывающаяся стареть команда. Перезагрузившись после девятилетней паузы в релизах альбомом "Music Complete", New Order сейчас играют едва ли не лучшую за десяток лет программу, в которой очень ловко и не противореча друг другу сходятся история и новейшие течения. Исполнение песен 80-х типа "Your Silent Face" или "True Faith" стыкуется со свежими хитами "Tutti Frutti" и "Singularity". Временами группа разгонялась до подобия рейва: песню "Plastic" или живое исполнение ремикса на "Waiting for the Sirens' Cal" можно было ждать скорее от каких-нибудь танцевальных монстров, нежели от группы, в целом проходящей по разряду инди-музыки. В придачу New Order выставили сумасшедшего уровня свет и подходящий к нему видеоряд. От танцев до слез здесь было совсем недалеко. На бис New Order исполнили песни Joy Division "Decades" и "Love Will Tear Us Apart", и на экранах показали натурально рыдающих в первых рядах финских мальчиков и девочек. Еще одного манкунианца, Моррисси, по словам арт-директора Туомаса Каллио, Flow удалось заполучить только с третьей попытки. Возможно, в этом году все же сработало сотрудничество со шведским фестивалем Way Out West и было выставлено предложение сразу на два выступления -- благо все проходит относительно близко. В Хельсинки Моррисси пришлось ограничиться не слишком длинным концертом, впрочем, свои час пятнадцать он провел со своеобычным апломбом, а длительность выступления отозвалась конкретикой и связностью. Заметно, что джентльмен увлекся Испанией. Здесь пара слов, там реверанс. Во время песни 1994 года "Speedway" к микрофону и вовсе был выставлен гитарист и нынешний соавтор песен Джесси Тобиас, группа под барабанный проигрыш по-быстрому обменялась инструментами, а музыкант спел на испанском последний припев. Своих старых позиций Моррисси также держится крепко, в спиче перед новой "World Peace is None of Your Business" досталось политикам: "Не позволяйте им играть в свои игры. Они все равно ничего не знают. Вместе мы сильнее". Как закоренелый вегетарианец, артист хлестнул публику и скотобойным видеорядом в "Meat is Murder", единственной исполненной в этот раз песни The Smiths. Впрочем, организаторам Flow хотя бы удалось открутиться от требования артиста запретить все мясное в день выступления. Из британских новинок самой забавным стал дуэт Sleaford Mods -- невероятный гибрид хип-хопа и постпанка образца Public Image Ltd. Под долбящую в самые печенки рудиментарную ритм-секцию солист Джейсон Уильямсон на "народном" английском гнал ядовитые песни-речитативы. Интонации и ужимки Джона Лайдона он, кажется, репетирует каждый день, но устоять все равно невозможно -- все это и качает, и забавно, и по-своему умно. Еще смешнее становится, когда узнаешь, что ранее острослов Уильямсон умудрился отметиться сессионщиком в группе Spiritualized. Порадовали артисты, от которых не знаешь чего ждать. FKA Twigs в широком формате уже буквально требует себе медалей Бьорк, но на стыке экспериментального R&B и электроники. Американские многостаночники Андерсон Паак & The Free Nationals начали выступление с утяжеленного гитарами хип-хопа, съехали на фанк разлива 70-х с солистом, засевшим за барабаны, а завершили концерт лихим массовым диско, под самый конец даже грохнув вступление к "Let's Dance" Дэвида Боуи. Находкой на главной сцене оказалась и интернациональная группа Liima, попавшая сюда из-за перестановок в расписании. По сути, это три участника уже известного датского электронного проекта Efterklang плюс финский барабанщик и спец по семплерам Тату Реннко. К мелодичной и с большим вкусом спроектированной электронике добавлялась изрядная доза психоделики и видеоряд то с умильными козлами, то со слетевшим с катушек окровавленным товарищем в песне с юморным названием "Roger Waters". Нордическая сумасшедшинка дополнялась по-отечески улыбающимся во весь рот солистом -- получить немного отличного широкоформатного сюра посреди фестивального отвисания было в самый раз. Среди чисто финских инди-явлений, нацеливающихся на европейский рынок, главным в ближайший год наверняка станет Микко Йоэнсуу, экс-лидер нойз-рокеров Joensuu 1685. Сменив ограниченный состав на полную сцену музыкантов -- здесь и бэк-вокалисты, и скрипки,-- Микко складывает в одну тарелку вроде бы уже известные ингредиенты, которые взрываются чем-то новым. Это может быть то подобием госпела и кантри, но с нордической меланхолией в музыке, то вдруг спейс-роковой стеной звука, которая в самые накаленные моменты начинает грохотать как The Jesus and Mary Chain. Его новый сингл "There Used to Be a Darkness" молотит все 12 минут и в живом исполнении оказался чем-то вроде погружения публики в транс. И совсем бесповоротно можно было остекленеть на концерте шведки Анны фон Хауссвольф, вывшей зверем и приплакивающей ребенком на площадке Other Stage. Ее песни могли начаться с арт-рока и сумрачного подобия Кейт Буш, а закончиться апокалиптическим нойзом и чертовщиной в искусственном дыму в духе фильмов "Звонок" или "Ведьма из Блэр". Английским девицам Savages, в это же самое время сурово копировавшим старинный постпанк Siouxie and The Banshees на сцене Black Tent, стоило бы бросить гитары и заглянуть. Если где дух банши и был, то только здесь.