Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Работа без авторства
Работа без авторства
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Когда Олимпиада ещё не была продажной карательной клоунадой 

Оценивать фильмы регулярно довольно скорбное занятие. В начале вынужденно чувствуешь себя умным критиком. Но в какой-то момент приходится признать, что банан — это просто банан, собака — это просто собака, негр — это просто негр, диктатор — это просто диктатор. И так далее… Но сделать так не получается. Слишком уж сложной стала природа зрелища, когда биография героя (близкая к агиографии) переплетается с политикой и историей, расовые вопросы с триумфом воли продюсера, а триумф воли с аборигенами… Формально перед нами история реального , великого чёрнокожего спортсмена, который гениально выступил на олимпиаде в фашисткой Германии. Уже этого (в американском кино иногда называемого «high concept» — уникальная идея) достаточно, чтобы про фильм говорили. И смотрели. Зачем ещё нужна режиссёру блистательная актёрская игра? А она в фильме есть, пусть и не в заглавной роли. Такой замысел трудно испортить. И создателям фильма это не удалось. Перед нами замечательное, по-своему среднее, кино…
Чем интересны размышления про фильмы — так это тем, что в отличие от спорта — зачастую они заводят вовсе не ясно куда. Никакое объективное судейство невозможно. Картина интересна тем, что стягивает множество смыслов и узлов. В ней слишком мало хроники, а могло бы быть больше. Мы живём в вареве и мареве массовой культуры, где всё как-то под боком. Спорт. Политика. Борьба идей. В фильме сплетаются многие «забавные» парадоксы. Фашизм Германии по отношению к евреям, чудовищные преступления. И расовые проблемы внутри самой Америки. Интересно, что в картине показаны отношения героя негра с его белым тренером, почти добрым плантатором, хорошим барином. Позже по сюжету — он испытает долю чёрного и проедет третьим классом, оказавшись в опале И это тоже потребность пройти между Сциллой политкорректности и Харибдой исторической правды. Кстати говоря, всегда было интересно, кто были по национальности большинство торговцев рабами в Штатах, особенно те, кто привозили их. Никогда не удосуживался узнать. Неужели евреи? Наверное, нет.
Писать про кино такого рода сложно ещё и потому, что это мифология, но одновременно вплетённая в жизнь и основанная на истории. Живы родственники спортсмена, которые участвовали в создании фильма. Совсем недавно, по историческим меркам, умерла любимая режиссёрша фюрера, которая тоже фигурирует в картине. Забавно, что последние годы своей жизни, она много снимала на фото африканцев и аборигенов. Будучи в своего рода ссылке. Бывают странные сближенья. Забавно до какой-то степени и то, что сами Соединённые Штаты уже во многом стали попадать под определение фашистского государства. Всё смешалось. Сильнее. Выше. Дороже. А уж говорить про допинговые скандалы и политику в большом спорте — оставим более одарённым журналистам. Вроде бы фильм про историю, а так много актуальных контекстов!
Вернёмся к строению сюжета картины. Американской ментальности свойственен индивидуализм. Фраза звучит, как победитель олимпиады банальностей, но всё же это так. В центре фильма — одиночка. Хуже того, «чёрный». Если бы он был одноногим ВИЧ-инфицированным гомосексуалистом, возможно, это было бы ещё более сильным ходом. Но в данном случае, перед нами герой, списанный с живого человека. К чести создателей фильма в нём множество нюансов «чёрной» Америки тридцатых — акцент и интонация, почти переходящая в реп, нюансы поведения афроамериканцев (кажется так нужно говорить). Фильм можно посмотреть как путеводитель, пусть условный по временам великой депрессии.
Так вот — одиночка. Навязчивость «американской мечты» — сильный герой, блистательный индивидуум, который борется за своё счастье (как нам сообщают учебники американской драматургии в мягких обложках — герои добиваются своего тремя разными способами: волей, умом, чувствами). С волей тут всё в порядке. С умом даже — тоже неплохо. Да и чувства есть. Мать, которая даёт напутствия сыну в слезах. Трогательные отношения в любовных треугольниках и так далее. Фильм обречён на кассовый успех хотя бы потому, что расизм более чем актуален в нынешнем сезоне в современной Америке, где когда-то самые выносливые рабы выживали в естественном отборе, чтобы позже их праправнуки рекламировали кроссовки и газировку, становясь звёздами большого спорта, и великолепно кидая мячи в корзины.
Фильм не отличается большой документальной исторической точностью. То есть, он явно «киношный». Костюмы и грим безукоризненны, планы выверены, драматургия функциональна. Внутри каждой сцены действуют незыблемые правила внутренний организации, сцена имеет начало и конец — и так далее… Про тренера мы уже говорили. Фигура наставника очень часто появляющаяся в спортивных драмах, да и вообще в «мифологическом» измерении, где угодно — учитель, коуч, старший наставник. Есть здесь и хороший немец-антифашист. Было бы странно, если бы не было, да?
В фильме много «философствуют», почти как в пьесах Чехова. Драма из драмы мускулов превращается в драму людей, точней даже драму идей. Мы можем увидеть разные истории разных людей. Для желающих можно отправиться в погружение в документальные и исторические архивы, чтобы узнать как было на самом деле, ибо кинематографическая реальность неминуемо проще жизни, да в сущности, большинство зрителей и ищет небольшого упрощения и прояснения скучноватого и запутанного реально мира — в простых и «драматических» перипетиях кино. Собственно, шутка про то, что точка зрения — это свернувший горизонт — имеет под собой основание. В данном случае, перед нами усреднённая компромиссная точка зрения. Мы можем узнать, что убивать не хорошо, а прыгать хорошо — хорошо. И среди немцев бывали славные ребята, и среди белых американцев даже. Да даже среди чёрных бывают классные парни. Герои великой страны.
И даже в среднем американском кино — ощутима работа людей, которые им занимаются. Всех этих вторых осветителей, третьих поваров, пятых шофёров, огромных коллективов, которые складывают свои незамысловатые усилия, чтобы пропеть очередной гимн индивидуализму и нации. В фильме множество интересных по-своему сцен. Сцена в парикмахерской, например. Да и критиковать что бы то ни было — даже кино — куда как легче, чем делать его. Не говоря уже о мировых рекордах… А фильмы про невеликих спортсменов почти не снимают.
Для меня это кино интересней всего, как повод задуматься о парадоксах культурных влияний. Мой хороший приятель из Ирака, начинающий кинематографист, чьё детство благодаря Америке прошло в войне, видит тем не менее в американской кинокультуре великие достижения, любит англоязычный рэп, американских режиссёров, а по вечерам мы заходим в крохотные питерские кафе, где пьём колу со льдом. Лёд, кока-кола, хороший монтаж, внятные слоганы. Нынешние рабы бывают далеко не только чёрными. И это великое завоевание демократии.
Убийцу советской актрисы так и не нашли