Ужасы для младшей школы
В прокат вышел фильм «Ночные стражи» В прокате стартовало городское фэнтези «Ночные стражи» о борьбе туповатого добра и нелепого зла, в котором есть только три хорошие вещи — саундтрек, красивые женщины и Игорь Верник в роли лешего. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН. Курьеру Паше (Иван Янковский) снятся слишком реалистичные вещие сны, от которых он каждое утро сваливается с кровати, попутно больно ударяясь головой об тумбочку. Именно этот факт сразу многое объясняет — и очевидную туповатость Паши, и провалы в его памяти, и речевую неразвитость. Из-за чего к последующему действу начинаешь очень вовремя относиться снисходительно, потому что стукнутым-то на всю голову оказывается весь фильм. По работе Паша попадает в дорогой отель и случайно видит кумира молодежи и героиню своих снов, готическую певицу Дану Локес (Любовь Аксенова), которая пришла заночевать в гостинице инкогнито. Подкупив метрдотеля всего лишь за символические 150 рублей с копейками, Паша намеревается сделать то, что обычно в его случае стремятся сделать все фанаты, то есть забиться в экстазе на груди у смазливой поп-богини (странно, что он даже не пытается щелкнуть селфи). Однако на Дану есть виды не только у недотепистого курьера, но и у целой банды упырей, во главе которой стоит подстриженный «под горшок», пергидрольный блондин-кровопийца Янкул. Ненароком устранив одного из вурдалаков, щеголяющего в красном адидасовском костюме «привет, 90-е», Паша оказывается в поле зрения майора Гамаюна (Леонид Ярмольник). Этот лысый качок в очках-авиаторах и кожаночке, возглавляющий специальный отдел Н, где Н — это нечисть, рекрутирует неловкого паренька за то, что якобы у Паши есть нюх на нелюдей, то есть «чуйка». Режиссером проекта стал литовец Эмилис Веливис, известный на родине криминальными боевиками и триллерами, одним из продюсеров — Леонид Ярмольник. Хотя он и называет Веливиса «литовским Тарантино», судя по постановкам драк в «Ночных стражах» и единожды прозвучавшей музыкальной теме с использованием цимбал, клавесина и банджо, самому режиссеру хочется быть Гаем Риччи не меньше. Выйди этот фильм лет на десять раньше, он был бы хитом проката. «Ночные стражи», возможно, смогли бы тягаться с мирами «Зачарованных» или «Баффи — истребительница вампиров», но сегодня это запоздавшее кино, которому до выхода громогласно прочили славу русских «Сумерек», выглядит безнадежно устаревшим и нелепым, хотя героиня Любови Аксеновой в профиль иногда и вправду напоминает Кристен Стюарт. Появление главного злодея, вурдалака Янкула, который после столетнего забвения вновь обретает человеческий вид в лице актера Михаила Евланова, начисто убивает всю интригу. Другого-то зла создатели больше не припасли. Вот если бы Янкул получал лицо Сергея Светлакова, то это хотя бы было смешно, а так главарь кровопийц с гилауронкой в щечках и ботоксом во лбу выглядит потрясающе нелепо. Ни глубины, ни влияния. Первая большая драка со злом в фильме происходит уже на десятой минуте, причем беспомощны в ней абсолютно все участники — и вампиры в кроссовках Adidas NMD, и отряд специального реагирования с Ярмольником, у которого сбит прицел настолько, что он не может попасть ни в кого даже с 10 метров. Жанр городского фэнтези предполагает смесь фильма ужасов, комедии, романтики и мелодрамы, у создателей же «Ночных стражей», несмотря на бюджет в 230 млн руб., получилась автопародия для младшей школы на манер «Вампирского засоса», усугубляют провал бесхитростные цитаты из «Людей в черном». Только вместо интегратора памяти майор Гамаюн щедро прыскает на окружающих из баллончика «траву пофигень». Главному герою Паше не хочется ни сочувствовать (в конце концов курьер — это тоже работа), ни подражать (туповатым он останется до самого финала картины), он не становится ходячей метафорой юношеского отчуждения и одиночества. Во-первых, он слишком стар уже для этого, во-вторых, о его отношениях с окружающими мы можем только догадываться, никаких проясняющих, насколько Паша неудачник, сцен попросту нет. Оригинальности ради коллизию «вампир влюбляется в девушку» создатели перевернули наоборот, сделав певицу Дану зубастой княжной из старинного вампирского рода. Лучшая роль в этом фильме, пусть и эпизодическая, досталась Игорю Вернику, который неожиданно оказался отличным лешим, мимикрирующим под прохожих на Старом Арбате. Из других плюсов — сыгравшая обворожительную женщину-оборотня восточная красавица Анастасия Кобзон, а также нестыдный саундтрек, в который вошла песня «Если бы не ты» исполнительницы Lil Kate из объединения «Газгольдер». Хотя этого, конечно, маловато, чтобы уверенно голосовать рублем за отечественное кино, а ведь на подходе еще одно испытание для зрителя — мистический триллер «Вурдалаки» Сергея Гинзбурга про странное и мистическое на краю Руси. Елена Кравцун