Музыка звонкой монеты

Концерты на Зальцбургском фестивале Фестиваль музыка Концерты продолжают оставаться важнейшей частью Зальцбургского фестиваля. Возможно, благодаря им финансовые показатели фестиваля выглядят неплохо, в чем лишний раз убедило новое исследование воздействия музыки на экономику. Перевести ноты в евро пытался специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ. Концертная программа Зальцбурга похожа на карту мира: куда ни ткнешь не глядя пальцем, всюду хочется побывать. В этот раз она строится по схеме, уже опробованной в последние годы: большой зачин в виде длящейся больше недели "Духовной увертюры", посвященный в этот раз прежде всего православной музыке, и разнообразие концертных программ, от "Венского филармонического оркестра и его композиторов" до "Оркестра в гостях" и "Salzburg contemporary". Венцы, впрочем, готовы играть и без специального повода, тем более когда на дирижерском подиуме перед ними такая звезда, как Марис Янсонс. Он включил в программу двух утренних выступлений один из самых длинных фортепианных концертов Моцарта -- 22-й, с каденциями солировавшего в этот раз Эмануэля Акса, и одну из самых коротких симфоний Брукнера, Шестую (и то она заняла целое отделение). Янсонс -- любимец Венского филармонического, об особом к нему отношении говорит тот факт, что оркестр уже трижды приглашал его дирижировать новогодним концертом, который транслируется в прямом эфире на 90 с лишним стран. В Мюнхене, где Янсонс 13 лет руководит оркестром и хором Баварского радио (контракт продлен до 2018 года), он стал одним из крупнейших специалистов по немецкому симфонизму, столь редкому гостю в российской филармонической жизни. Не раз за последние 35 лет выступал с венцами и Риккардо Шайи. В Зальцбург он привез филармонический оркестр "Ла Скалы", созданный в 1982 году с музыкантами Миланского оперного театра Клаудио Аббадо. Сегодня это успешный коллектив, много гастролирующий по миру, солистами в его европейском турне этого года стали Марта Аргерих и Даниил Трифонов. Для Австрии Шайи предложил итальянскую программу, отдав все первое отделение концертной увертюре и единственной симфонии Керубини, а второе -- балетной музыке Верди из оперы "Сицилийская вечерня" и россиниевской увертюре к "Вильгельму Теллю". Завершавший программу Россини стал смысловым центром концерта -- не только из-за эмоционального накала, Шайи услышал в нем композитора-интеллектуала, чья музыка принадлежит миру больших идей. Концертная программа Зальцбурга -- едва ли не самая сильная в этом году и уж точно самая многоплановая. Помимо хитов и звезд классики здесь много современной музыки. Если появление произведений Томаса Адеса кажется неизбежным -- его новой оперой "Ангел-истребитель" по фильму Бунюэля фестиваль открывался (см. "Ъ" от 25 августа), то чествование Фридриха Церхи, отмечающего в этом году 90-летие, выглядит чистой благодарностью. Церха, современный классик, завершивший "Лулу" Берга, многим связан с Зальцбургом, потому исполнение австрийским ансамблем современной музыки под управлением ХК Грубера его "кайнтаты" "Источники" не выглядело слишком сентиментальным. Опус на стихи писавшего на венском диалекте Эрнста Кайна посвящен венской жизни середины прошлого века, исполнение сопровождалось фотомонтажем на большом экране. На некоторых снимках 1930-40-х годов можно было узнать самого Церху. Всего в афише 81 концерт -- почти половина всей программы для взрослых. Кажется, именно в концертной аудитории фестиваль обнаруживает большую часть своих постоянных гостей. Согласно последним данным, к ним относится 80 процентов зрителей, многие из них бывали в Зальцбурге шесть и более раз. Результаты проходящего раз в пять лет маркетингового исследования важны для устроителей фестиваля, им посвятили специальную пресс-конференцию. Возможно, это самая необычная пресс-конференция, она оказалась в одном ряду со встречами в пресс-центре с Анной Нетребко и Хуаном Диего Флоресом. Заказ на исследование исходит от зальцбургской торгово-промышленной палаты, которой интересно знать, как работают почти €60 млн фестивального бюджета (общественных денег там меньше половины). Выяснилось, что только добавочной стоимости фестиваль создает на €183 млн, налогов в результате его работы выплачивается €77 млн, а рабочими местами обеспечивается 2800 человек в самом городе и еще 600 по всей Австрии. Такие исследования проводятся раз в пять лет, в этот раз ввели новые критерии, позволившие посчитать не только прямой доход, но и косвенный, например, визиты перед спектаклем к парикмахеру и оборот ресторанов. Гости фестиваля остаются в Зальцбурге гораздо дольше обычного туриста, на языке статистики это соотношение выглядит как 7,7 ночи против 1,7. Если учесть, что в среднем фестивальный зритель тратит по €319 в день, и это не считая билетов, бизнес на классической музыке выглядит не только духовной скрепой, но и прибыльным занятием. Возможно, впрочем, что это как с английским газоном, который надо подстригать 300 лет. За 90 лет истории Зальцбургу удалось не только создать имя, но и воспитать поколения гостей.