Войти в почту

Операция "Саша": как Оливер Стоун снимал фильм о Сноудене

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Съемка фильма о разоблачителе американских спецслужб Эдварде Сноудене напоминала проведение секретной операции, пишет газета New York Times со ссылкой на создателей картины режиссера Оливера Стоуна и продюсера Морица Бормана. Операция "Саша" Сам Сноуден при обсуждении фильма носил кодовое имя "Саша", так его называл российский адвокат Анатолий Кучерена, опекающий бывшего гражданина США в России. Опасаясь, что "Саша" может заинтересовать Агентство национальной безопасности (АНБ) США Стоун и Борман никогда не обсуждали кинопроизводство по телефону или электронной почте. Детали процесса сообщались друг другу с помощью записок или обсуждались во время прогулок. Сценарий фильма "Сноуден" хранился в отключенном от сети компьютере, который никогда не был подсоединен к интернету. При необходимости рассылки документов Борман делил бумаги на четыре разных пакета, которые он посылал четырьмя разными курьерами по четырем адресам. При этом он не был уверен в безопасности такого способа связи. "Может быть, АНБ смеется над нами: посмотрите на этих идиотов – конечно, мы копируем все, что проходит через DHL и FedEx (курьерские службы – вн.ред.)", — цитирует Бормана издание, посвятившее созданию ленты материал "Долгая и необычная дорога Сноудена в Голливуд". Подобные уловки стали для кинематографистов рутиной: они неоднократно обыскивали свои офисы в Лос-Анджелесе в поисках "жучков", которые там могли установить правительственные агенты. В итоге Стоун посчитал, что снимать фильм в США будет слишком рискованно, и съемочная группа переехала в Германию, где Борман смог найти налоговые льготы. Уже в Германии, заканчивая съемки поздней весной 2015 года, Стоун узнал о смерти своей 93-летней матери, но отказался ехать на похороны в Лос-Анджелес, чтобы не потерять три съемочных дня. Хит для Стоуна Прославленный режиссер, потерпевший крах при подготовке своего предыдущего проекта поначалу скептически отнесся к предложению снять биографический фильм о экс-сотруднике ЦРУ. Также Стоуну при первой встрече не понравился Кучерена, книгу которого "Время спрута" предполагалось экранизировать. Однако фигура Сноудена привлекла его масштабом разоблачений. Кроме того, как пишет газета, Стоуну требовался новый хит, который мог бы заново привлечь внимание публики и критики к его творчеству, а эта история имела все необходимые ингредиенты для создания эпического полотна во вкусе создателя "Взвода" и "Уолл-стрита". Однако для начала Стоуну и Борману требовалось убедиться в реальности Кучерены. Борман попросил адвоката прислать им книгу и два авиабилета первого класса до Москвы. Все это прибыло в США уже на следующий день. С оформлением виз друзьям помог сотрудник российского консульства в Сан-Франциско, который оказался фанатом одного из фильмов Бормана. Кучерена в свою очередь заявляет, что не покупал билетов первого класса и не имел отношения к оформлению виз. Когда режиссер захотел встретиться со своим предполагаемым героем, Кучерена ответил, что это возможно лишь при условии приобретения прав на экранизацию его книги "Время спрута". Издание отмечает, что сам российский адвокат это отрицает. В результате было достигнуто соглашение: Стоун купит книгу Кучерены, если тот обеспечит ему регулярный доступ к своему клиенту. Другие участники переговоров вспоминают о неожиданном сопротивлении со стороны Сноудена, который, как выяснилось, чрезвычайно щепетильно отнесся к идее съемки фильма о своей жизни. Стоуну пришлось заявить, что фильм все равно будет снят – со Сноуденом или без его участия. Стоимость фильма Согласно сайту WikiLeaks, Стоун заплатил за права на книгу Кучерены миллион долларов. Газета называет это значительной суммой, учитывая, что режиссер не намеревался использовать этот материал. В Голливуде существовала конкуренция по поводу кинобиографии Сноудена. В мае 2014 года студия Sony Pictures приобрела права на книгу Гленна Гринвальда "Негде спрятаться", также являющуюся жизнеописанием разоблачителя. Стоун воспринял это как сигнал к началу гонки и вскоре подготовил проект и смету фильма с бюджетом 50 миллионов долларов. Предполагалось выпустить фильм на экраны уже в конце 2015 года. Однако ни одна из крупных голливудских компаний не предоставила ему требуемой суммы. Стоун был убежден, что студии хотели "похоронить" его фильм, напуганные неоднозначной тематикой. В начале 2015 года Стоун и Борман в связи с издержками по подготовке проекта были должны несколько сотен тысяч долларов, когда продюсировать фильм в США согласилась Open Road Films – небольшая независимая компания.

Операция "Саша": как Оливер Стоун снимал фильм о Сноудене
© РИА Новости