Войти в почту

"Полный расколбас": удавшаяся провокация, не смешная комедия

Легко понять очевидную утомленность создателей скандального мультфильма "Сосисочная вечеринка" (Sausage Party) однообразным потоком глянцево-добренькой анимации, которой разные голливудские студии неутомимо заваливают мировой кинорынок. Тем более что сами они к этому имеют непосредственное отношение. Но вот результат творческой переработки этой усталости, чем и стал выходящий сегодня на экраны российских кинотеатров мультфильм, вызывает не понимание, а недоумение. Реакционный характер мультфильма с соответствующим названием (отечественные прокатчики стыдливо прикрыли его дурацкой вывеской "Полный расколбас") Сет Роген и компания не то что не скрывают - а всячески подчеркивают, причем - с явной гордостью. Приключения сосиски Фрэнка с подружкой-булочкой Брэндой в родном супермаркете, полном антропоморфных продуктов, и история обретения им новой жизненной философии переполнены всем самым эпатажным и провокационным, на что способна фантазия (не самая, как выяснилось, богатая) авторов: порнографией, содомией, полигамией, наркотиками, неполитокрректностью и, конечно, антирелигиозной сатирой. Весьма, надо сказать, нехитрой. Все вышеперечисленное неоднократно и в красках обыгрывалось - и продолжает обыгрываться - такими авторитетными фигурами в американской "взрослой" анимации, как, например, Трей Паркер и Мэтт Стоун. Однако если South Park и некоторые другие мультипликационные ситкомы делают ставку на качество юмора, остроту, глубину и оригинальность, "Сосисочная вечеринка" пытается взять зрителя нахрапом, заваливая его бесконечными и бесконечно предсказуемыми пошлостями. К самым удачным шуткам в фильме, безусловно, относятся те, которые проходят по списку "неполиткорректных" - они еще обладают некоторой осмысленностью. "Ближневосточный конфликт" между шаурмой и бейглами, тяжелая судьба мексиканских продуктов-нелегалов, правый милитаризм мюнхенских колбасок - все это, наряду с многочисленными отсылками к самой разной киноклассике, вполне способно вызвать улыбку. Конечно, путешествием фаллической сосиски и вагиноподобной булочки по магазинным полкам сюжет не исчерпывается. В более широком смысле мультфильм повествует об "эволюции" продуктов от сознания религиозного к "прогрессивному" и "свободному от предрассудков". Узнав, что "боги"-люди отправляют пищу не в колбасную Вальгаллу, а в свои желудки, еда устраивает пропорционально жестокий бунт. Апогеем этого праздника рисованного идиотизма становится массовая оргия, которой товары супермаркета отмечают "гибель богов" по заветам де Сада. Несколько минут на экране с разной степенью изобретательности сношаются фрукты и овощи, паштеты и прочие консервы, издавая при этом самые малоприятные звуки - тут бы, наверное, и Пазолини бы присвистнул. В общем, нарочито агрессивная провокация авторам "Сосисочной вечеринки", несомненно, удалась. А вот смешная комедия - нет. Впрочем, даже при понятно высоком возрастном рейтинге фильм точно найдет своего зрителя. И не только из-за скандальности. Просто среди любителей похихикать над формой сосиски и банана встречается немало людей старше 18 лет.

"Полный расколбас": удавшаяся провокация, не смешная комедия
© Российская Газета