"Бен-Гур": фильм с самым смехотворным финалом в истории пеплумов
Новая экранизация романа Лью Уолласа "Бен-Гур: История Христа" вышла на Западе еще в августе, и шквал ненависти, вызванный ею со стороны критиков и зрителей, не мог не насторожить российских любителей кино, которым небезразлична творческая судьба Тимура Бекмамбетова. Оправдалась ли их боязнь, что "Особо опасен" после выхода третьего голливудского фильма российско-казахского режиссера так и останется единственным достойным среди них? К сожалению, да. Новый "Бен-Гур" - далеко не первая попытка перенести эту книгу на экран. Самыми известными из предшествующих были фильмы 1925 и 1959 годов. Один из них стал классикой немого кино, другой - обладателем 11 "Оскаров". Бекмамбетов явно пытался сделать все, чтобы его вариант стал не ремейком какого-то из них, а новым прочтением оригинального текста. И, видимо, понимая, что это - примерно как экранизировать "Властелин колец" с видом, будто мир никогда не знал трилогии Джексона, перестарался. Стремясь сделать героев глубже и интереснее, авторы новой картины нагрузили их лишними конфликтами, в связи с чем их мотивация постоянно хромает на обе ноги (даже когда они ее озвучивают), а повествование превращается в неудобоваримую кашу. Например, главные герои - еврей Иуда (в русском дубляже - "Джуда"; видимо, чтобы не отвлекать и не смущать простодушного зрителя ненужными ассоциациями) и римлянин Мессала из друзей детства стали почти родственниками. Что - как и некоторые другие детали сюжета - должно добавить драматичности. Но вместо этого одержимый местью Иуда (Джек Хьюстон, запомнившийся блестящей ролью Ричарда Хэрроу в "Подпольной империи") и вероломный предатель Мессала (Тоби Кеббел, "Рок-н-ролльщик") просто предстают импульсивными идиотами. И "заражают" остальных персонажей. Которые в мгновение ока непонятно почему превращаются из благородных мужей в форменных скотов. Или наоборот - из циничных меркантильных злыдней - в мудрых и щедрых наставников. При этом если Иуда и Мессала хотя бы не страдают от недостатка таланта своих исполнителей - действительно хороших актеров, то на второстепенных героев (за некоторыми исключениями, в частности - Моргана Фримена) смотреть без уныния просто нельзя - особенно это касается героинь, большинству из которых можно смело выдавать премию Кристен Стюарт или орден Паулины Андреевой. Но все вышеперечисленные недостатки, барахтающиеся в безбрежном хромакее, еще оставляли "Бен-Гуру" шанс стать просто паршивеньким "историческим фильмом" ниже среднего уровня. В категорию "стыдно смотреть" всего за несколько минут его переводит феерическая по своей смехотворности концовка. Фильм Уильяма Уайлдера, несмотря на свой антигуманный хронометраж - почти четыре часа! - смотрится куда интереснее, чем двухчасовая поделка Бекмамбетова и его американских друзей. Даже знаменитая сцена гонки на колесницах образца 1959 года не уступает в зрелищности современной версии, а уж в реалистичности - и вовсе выигрывает. И несколько наивный в своей экстатичной религиозности финал старой картины выглядит более чем достойно на фоне слезливо-умильного и фантастически нелепого хэппи-энда нового "Бен-Гура", который с успехом мог бы венчать самые презренные латиноамериканские мыльные оперы. Так что на вопрос: "Зачем я это посмотрел?", которым задаются большинство посмотревших новый фильм Бекмамбетова, можно ответить: "Теперь вы видели, пожалуй, самый смешной финал в истории пеплумов (если таковым не считать "Житие Брайана по "Монти Пайтону")". А вот на вопрос: "Зачем они это сняли?" нам, наверное, не ответит никто.