Ещё
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Актеры
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Фильмы
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
ТВ
Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Актеры

Радикально и со смыслом 

Итоги Венецианского фестиваля
Венецианский фестиваль, доставлявший зрителям минуты восторга и отчаянья, завершился на оптимистической ноте. Главный приз «Золотой лев» достался филиппинскому режиссеру Лаву Диасу за фильм «Женщина, которая ушла», Гран-при жюри — картине Тома Форда «Ночные животные». За режиссуру «Серебряными львами» награждены сразу двое — («Рай») и Амат Эскаланте («Дикая местность»). Выбору лауреатов и успеху российского фильма рад .
Жюри в этом году возглавлял режиссер  — и практически все его решения оказались вменяемыми, логичными, и в то же время радикальными — от чего мы уже отвыкли в последнее время. Причину можно увидеть в составе жюри, сформированном не просто из медийных лиц, а из людей определенного интеллектуального уровня: помимо председателя, это документалист , актрисы и , авангардистка . Именно этот судейский ареопаг оказался в состоянии не только высидеть четыре часа картины Лава Диаса (что не под силу некоторым профессионалам-кинокритикам), но и оценить его творческий метод.
Скажем сразу: в Венеции показали самый мейнстримовский фильм Диаса. История женщины, вышедшей после тридцати лет из тюрьмы, куда ее засадили по ложному обвинению, порой напоминает и индийскую мелодраму, и сериал, однако не является ни тем, ни другим. Это — индивидуальная трагедия, которая разворачивается на катастрофическом фоне одной из самых проблемных стран мира: Филиппины бьют рекорды по коррупции, насилию, эпидемиям похищений людей. Выйдя из тюрьмы, героиня занята вопросами мести и прощения, а также поиском пропавшего сына: какое-то время зритель принимает за него встреченного на улице несчастного трансвестита-эпилептика, но сюжет принимает другой оборот. Кажущееся статичным или демонстративно замедленным, черно-белое изображение постепенно затягивает в свое энергополе и отключает часовой механизм: ты уже не замечаешь времени — длится фильм четыре или восемь часов. Кстати, прекрасную восьмичасовую работу Диас показал всего полгода назад на Берлинском фестивале — и вот уже готова новая, что само по себе поражает воображение. Победа «Женщины…» в Венеции важна и знаменательна: делая уступки мейнстриму, фестиваль все же поддерживает авторское «кино не для всех».
Практически обо всех остальных призерах мы уже писали, поэтому ограничимся их перечислением. Кубок Вольпи за первоклассную женскую роль, а их было немало в конкурсе, присужден (мюзикл «Ла-ла Лэнд»). Его мужской аналог — аргентинцу («Почетный гражданин»), сыгравшему знаменитого писателя, нобелевского лауреата; тут у актера почти не было конкурентов. Еще одна актерская награда досталась немке Пауле Бир за роль в фильме . Этот приз присуждается перспективным молодым исполнителям и носит имя : его, естественно, вручала лауреатке дочь знаменитого актера, заседавшая в жюри.
Все это достойные фильмы, которые могли претендовать и на более высокие награды, но на эти награды у жюри оказались другие планы. Оно отдало приз за лучший сценарий Ноа Оппенхайму: снятый по нему Пабло Ларраином фильм с  в главной роли предлагает небанальную трактовку фигуры . Альтернативой в сценарной номинации могла бы стать «Жизнь»  — весьма неканоническая экранизация романа Мопассана, но ей официальных наград не досталось, и утешением стал только приз международной критики — ФИПРЕССИ.
Никого не удивил второй по рангу Гран-при жюри: он достался режиссеру и дизайнеру за высокопрофессиональный психотриллер «Ночные животные». Куда более смелым оказалось решение присудить Специальный приз жюри фильму «Плохая партия» Аны Лили Амирпур, взрывоопасной смеси артхауса и трэша. Эту идею, похоже, лоббировала Лори Андерсон, которая и вручала награду. Хотя надо заметить, что лоббирование в этом году если и было, то основывалось не на личных связях или национальных амбициях, а на творческих критериях.
Радикально выглядел на сцене альянс двух призеров — 79-летнего Андрея Кончаловского и 37-летнего Амата Эскаланте, получившим по «Серебряному льву» за режиссуру. Кончаловский — ветеран, уже в шестой раз участвовавший в венецианском конкурсе — поставил рекорд и этого фестиваля, и возрастной креативности. Когда-то он впервые ступил на остров Лидо вместе с . В этом году он получил здесь еще одну награду — от Ватикана, носящую имя , кумира Тарковского. А сегодня венецианские лауреаты Диас и Эскаланте говорят о своем особенном чувстве к Тарковскому и мечтают приехать в Россию на посвященный ему фестиваль «Зеркало». Кстати, картина-притча Лава Диаса навеяна русской литературой — рассказом «Бог правду видит, да не скоро скажет». Тенденция, однако.
Эскаланте, получая приз за свой скандальный фильм «Дикая местность» (его герои и героини спариваются о огромным осьминогом), вспоминал близких ему Карлоса Рейгадаса и . Кончаловский сказал, что посвящает свою картину соотечественникам, отдавшим жизни борьбе с нацизмом. Наш режиссер оказался единственным награжденным представителем старой фестивальной «номенклатуры». Ни , ни Вим Вендерс со своими новыми работами былого энтузиазма не вызвали. А  с картиной показал формальное мастерство, никак не обеспеченное запасом идей и тем скорее ведущее сербского режиссера к деградации. Еще не так давно он считался брутальным принцем балканского кино во всеоружии драйва, эротики и темперамента. И вот ничего из этого не остается, а love story героев и самого Эмира Кустурицы, которых преследуют три солдата , уничтожая по дороге все живое, выглядит бесполой и карикатурной. Это было, по всей видимости, самое депрессивное впечатление фестиваля.
Видео дня. Куда пропала Настенька из «Морозко»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео