Войти в почту

Александр Незлобин представил фильм "Жених"

Накануне Дня Победы в маленькое село на юге России приезжает молодая блондинка Алена вместе со своим новым возлюбленным Гельмутом - немцем, которого она встретила во время зарубежной поездки, и который, по всей видимости, намерен сделать ей предложение. В деревне живут родственники Алены - корпулентная барышня средних лет Люба, ее тщедушный муж Леша и девица Балаша, главными характеристиками которой являются необузданное либидо и не менее страстная привязанность к еде. По-соседству с этими колоритными персонажами обитает хмурый мужчина Толя - бывший муж Алены, с которым она развелась после неоднократных измен. Узнав о том, что та вот-вот выскочит замуж за иностранца, Толя мобилизует все усилия, чтобы вернуть Алену. С тех пор как российская комедия стала самым коммерчески успешным жанром нашего кино, она успела принять несколько разных обличий. 10 лет назад, например, у нас было принято снимать по избитым голливудским канонам с применением всех немыслимых штампов американского ромкома. Персонажи обитали в выдуманном безвоздушном пространстве, которое с реальностью соотносилось примерно как модель со страницы глянцевого журнала до фотошопа и после. Киношные амурные истории крутились в офисах либо на тропических курортах. Героями были усредненные "успешные граждане", характеристики которых редко выходили за рамки их стиля одежды. Лет пять-шесть назад наметился новый тренд. Оказалось, что реальность - пусть карикатурная, выпуклая и неказистая - тоже может быть востребована. Неслучайно самым успешным фильмом текущего десятилетия у нас остается комедия Жоры Крыжовникова "Горько!": при бюджете 1,5 млн долларов она собрала в прокате 25 миллионов. Такой успех не мог не сказаться на кинематографической моде - и вот мы наблюдаем за парадом эпигонов, которые пытаются копировать манеру, интонации и упоение Крыжовникова "русским колоритом". Получается скверно. В "Женихе" число очевидных заимствований из "Горько!" и "Самого лучшего дня" (еще один фильм Крыжовникова) таково, что не хватит пальцев рук. Режиссер-дебютант Александр Незлобин, более известный как резидент Comedy Club, подробно цитирует даже маленькие формальные находки Крыжовникова - "Жених", как и "Горько!", начинается со стилизации под любительское видео, а заканчивается братанием персонажей в кутузке. Это мелкое "заимствование" можно бы простить, если бы то, что демонстрируют зрителю между началом и финалом, имело хоть какой-то осмысленный вид. Или хотя бы вызывало улыбку. Сценарий сводится к набору слабо связанных друг с другом скетчей, в которых так натужно шутят на избитые темы, что впору плакать от отчаянья. Создатели фильма отчего-то уверены, что немец в русской глубинке 9 мая - это само по себе настолько смешно, что не упускают возможности педалировать эту тему сверх всякой меры. Меры, впрочем, в картине нет нигде. Во втором акте "Жених" перерождается из нескладной комедии нравов в трэш на физиологические темы - и в этот момент возникает подозрение, что отечественная комедия, быть может, вновь близка к тому, чтобы нащупать дно. "Жених", видимо, не последний, но крайне показательный пример того, что происходит, когда на вспаханную профессионалами поляну приходит кружок народной самодеятельности.Непосредственное отношение к производству фильма имеет телеканал ТНТ, который сегодня хвалят за смелые и новаторские для российского ТВ сериалы. И, быть может, лучше сосредоточиться на том, что лучше всего и получается - ситкомах и комедийных шоу? А то три части другого проекта ТНТ - "Самого лучшего фильма" - до сих пор трудно вспомнить без оторопи. "Жених" не вызывает столь сильных эмоций - лишь недоумение и неловкость за создателей. Но и это весьма сомнительная эволюция кинематографического качества.

Александр Незлобин представил фильм "Жених"
© Российская Газета