"Нерв": очередная бесстыдная эксплуатация подростковых комплексов
Нынешнему тинейджеру не позавидуешь. К его традиционным бедам - неразделенной любви, непониманию родителей, неуспеваемости и прыщам - киноделы добавили еще одну - подростковые фильмы по книжкам современных писательниц. К кошмарному рою интеллектуально ущербных антиутопий примкнул фильм "Нерв" - экранизация одноименного литературного произведения Джинн Райан. В новой картине заслуженных разоблачителей виртуального пространства Генри Джуста и Эриеля Шульмана к бесстыдному заигрыванию с юношеским максимализмом и чувственному почесыванию отроческих комплексов добавляется топорное морализаторство. При помощи сценаристки Джессики Шарзер неумело пародируя сюжет, который нам знаком по классической финчеровской "Игре" и ряду похожих лент, дуэт режиссеров рассказывает о городе, где молодежь занимается неким подобием "фаршинга" - экстремальной разновидностью флешмоба. Функционирует игровая система за счет волшебного и очень-очень секретного сайта, где сидят анонимусы двух категорий - "игроки" и "зрители". Вторые и дают задания первым, щедро награждая тех, кто справляется с вызовом. Рассказывать "посторонним" (читай - взрослым) людям об этой забаве, в рамках которой можно запросто обнаружить себя висящим на одной руке на краю недостроенного небоскреба (удивительным образом половозрелое население города понятия не имеет об игре, которая захватила все юношество поголовно), ни в коем случае нельзя. Не то… А что - не то? Не спрашивайте. Ни о чем не спрашивайте. Авторы фильма явно рассчитывают на то, что зритель будет как можно меньше задаваться вопросами о логичности повествования, поэтому ослепляют его яркими трюками, светящимися дисплеями (которыми трудно сегодня кого-то удивить - даже убогий дешевый хоррор "Запрос в друзья" не выглядел допотопным), всякими модными переливающимися фишечками, а также бесчисленными немотивированными пубертатными истериками. В "Нерве" только один герой обладает признаками вменяемости. Все участники действа, кроме типичного "молчаливого хакера", способного посредством нахмуренного лба и сосредоточенного стучания по клавиатуре взломать что угодно, постоянно поступают, как клинические идиоты. Подобная модель поведения вообще характерна для подростковых картин, но здесь их глупость достигает, пожалуй, невиданных высот. В первую очередь это касается центральных персонажей - тихони Ви (Эмма Робертс), постоянно ведущейся на слабо, ее бесноватой подруги Сидни (Эмили Мид), готовой мать родную за "лайки" продать, и нахального альфа-болвана Иэна с "загадочным" прошлым (Дэйв Франко). К моменту ошеломительно несуразного финала усталость от всей этой сумбурной феерии достигает критической точки, так что даже посмеяться над ним уже не остается сил. Да и не до смеха тут, когда вся смысловая нагрузка "Нерва", сводящаяся к морали: "дети, не засиживайтесь в онлайне, технологии могут быть опасны", настолько навязчива, что ее для усиления эффективности оставалось только пустить вместо финальных титров. Впрочем, есть ли смысл удивляться тому, что очередной фильм для этой целевой аудитории превратился в "Черное зеркало" для отстающей ясельной группы, если среди создателей подобной кинопродукции даже не принято скрывать: окупаемость здесь - главная задача. Российская соратница ответственных за прокат "Нерва" это недавно прокомментировала без обиняков и всякого стеснения следующим образом: "Фильм, заработавший деньги, - это безусловно успешный проект, даже если он пришелся кому-то не по вкусу". Так что бедным неокрепшим умам к радости продюсеров еще предстоит переварить немало конфет в блестящих обертках с кислой просроченной начинкой. Искусство кино, а как вы хотели?