В Москве состоялся специальный показ фильма Андрея Кончаловского "Рай"
Первый показ фильма Андрея Кончаловского "Рай", удостоенного премии "Серебряный лев" на 73-м Венецианском кинофестивале, прошел в московском кинотеатре "Пионер" поздним вечером в четверг. Продюсерский центр Андрея Кончаловского и телеканал "Россия 1" проводят неделю предпремьерных показов фильма "Рай" в кинотеатре "Пионер". Гости "Пионера" первыми увидят картину, которая может представить Россию на премии "Оскар"-2018. Показы будут идти до 28 сентября.
Строгий отбор
В начале недели российский оскаровский комитет принял решение выдвинуть ленту Кончаловского на соискание премии в 2017 году. Члены жюри выбирали между несколькими картинами: в частности, одним из претендентов был близкий по тематике и общей стилистике фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", повествующий об отношениях немецких и советских инженеров накануне войны. От Миндадзе к Кончаловскому перекочевали не только мотивы — актер Якоб Диль, исполнивший роль немецкого инженера, в "Раю" становится не менее выразительным немецким офицером. Впервые "Милого Ханса" показали на Московском международном кинофестивале в 2015 году, но тогда других наград, кроме большого количества похвал со стороны критиков и зрителей, он не получил. Позднее картина удостоилась премий "Белый слон" и "Золотой орел". Фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" раньше был невероятно популярным спектаклем на сцене театра "Гоголь-центр". По сюжету, школьник Вениамин отказывается от семьи и друзей, поскольку познал всю грязь, зло и лицемерие окружающего мира, а утешение нашел в святых текстах. Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале нынешнего года в рамках программы "Особый взгляд". Жюри отметило "Ученика" независимой премией Франсуа, присуждаемой фильмам, которые передают ценности жизни и журналистики. В России Серебренников получил приз за режиссуру на фестивале "Кинотавр". Третьим фильмом, который мог отправитЬся на суд Американской киноакадемии, стал фильм-катастрофа "Экипаж" Николая Лебедева. Формат IMAX, продюсерская поддержка компании Никиты Михалкова "Тритэ", сильный актерский состав (Владимир Машков и Данила Козловский в главных ролях), обеспечили картине внушительные кассовые сборы (более 1,5 миллиардов рублей) и мировой прокат. Режиссер даже возглавил жюри "Кинотавра", но сам фильм никакими наградами похвастаться не мог. Ранее продюсер Александр Роднянский, который был принят в ряды американских киноакадемиков, сообщил РИА Новости, что для серьезной борьбы за "Оскар" необходимо соблюсти несколько условий, в том числе участвовать в больших фестивальных смотрах (Канн или Венеция), получить хорошие отзывы западной прессы и быть крупной фигурой на мировой киноарене. Фильму Андрея Кончаловского удалось не только завоевать симпатии членов комитета, но и максимально соответствовать всем требованиям.
На одной волне
Черно-белый фильм Андрея Кончаловского "Рай" подчинен скорее развитию идеи о границе между Добром и Злом, чем развитию сюжета, о чем неоднократно упоминал сам режиссер. В основу картины легла давно прочитанная им книга о русской эмигрантке, которая во время Второй мировой войны укрывала от расправы фашистов в своей парижской квартире еврейских детей. Картина построена в форме диалога-исповеди, но перед кем исповедуются герои, зритель поймет только ближе к финалу действия. Участница французского сопротивления княгиня Ольга в исполнении Юлии Высоцкой, высокопоставленный офицер СС, удостоенный внимания фюрера, которого сыграл немецкий актер Кристиан Клаус, и актер Филипп Дюкен в роли француза-коллаборациониста рассказывают о своих судьбах во время Второй мировой войны. Основные события происходят в немецком концлагере, где русская аристократка борется за выживание. Метафоричный язык картины делает ее довольно сложной для восприятия, о чем ранее сказал в беседе с РИА Новости киновед Кирилл Разлогов. Он предположил, что "режиссер немножко перемудрил по отношению к обычному зрителю, а американские киноакадемики зачастую именно так себя и ведут". Между тем, опыт предыдущих лет показывает, что вечная тема нацистских бесчинств, ужасов войны и концлагерей, неизменно трогает членов американского жюри. Лауреатом премии "Оскар"-2015 в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" стал венгерский режиссер Ласло Немеш со своей дебютной картиной "Сын Саула", действие которой разворачивается в Освенциме. По сюжету, главный герой, еврей Саул Ауслендер служит в зондеркоманде, выполняющей самую чудовищную работу в лагере, — члены команды загоняют других евреев в газовые камеры и подчищают последствия процедуры. Саул одержим идеей похоронить мальчика, которого принял за своего сына. Профессиональное сообщество встретило фильм очень тепло, неустанно награждая его в течение всего года Пальмовыми ветвями, Золотым глобусом и заветной статуэткой. Два года назад, на церемонии "Оскар"-2014 победителем в номинации стал драматический фильм "Ида" польского режиссера Павла Павликовского. В центре сюжета оказывается юная монахиня Ида в исполнении Агаты Тшебуховской, которая узнает, что ее родители-евреи были убиты во времена немецкой оккупации. Вместе с родной теткой девушка отправляется домой, чтобы прояснить темное прошлое своей семьи. Черно-белая картина также была отмечена большим количеством престижных наград на фестивалях в Польше, Лондоне, Италии и других странах. Настроения почтенных академиков могут быть довольно непредсказуемыми; в чем сомневаться точно не приходится, так это в том, что Андрей Кончаловский — фигура мирового масштаба, режиссер с мировым именем, который, прежде всего, создает искусство вне времени, с "Оскаром" или без него.