Войти в почту

Уральский кинофестиваль показал нашу общую колыбель

Космос в кино - это нескончаемая "Гравитация", подобие парковых "американских горок". Фильм "Колыбель" - по-моему, первая встреча с космосом на столь будничном уровне. Группа космонавтов-ученых на орбите, взлет, стыковка, "Земля в иллюминаторе", рутина каждодневного рукотворного чуда. Эффект присутствия идеальный - только игровая природа картины напоминает о том, что космонавты - актеры, а внизу - не реальная Земля, а безупречно сработанная компьютерная графика. Будни эти смотришь со странным волнением: наш огромный мир сворачивается до шара, проплывающего внизу. Отчетливо чувствуешь хрупкость нашего общего дома, который мы не умеем беречь. Нашей общей колыбели. За тридцать немногословных минут перед нами пройдут характеры и судьбы, и жизнь будет сражаться со смертью, а беда - с человеческим долгом. Без пафоса, катастроф и уже привычных для кино истерик. Рутинная работа на орбите. Этот получасовой фильм, показанный на 1-м Уральском фестивале российского кино в Екатеринбурге, - первенец режиссера Артура Сухонина и продюсера Татьяны Бодровой, вчерашних студентов курса Владимира Меньшова во ВГИКе. Они с первого курса "заболели" космосом, и мечта о таком кино зрела в них все пять лет. Средства собрали методом краудфандинга, нашли таких же романтиков-умельцев, способных на коленке делать с компьютером графические чудеса, - Александра Черного и Александра Соколюка. Три года снимали - и, по-моему, доказали, что хорошее кино творят не деньги и техника, а мозги и таланты. Теперь они организовали свою кинокомпанию Space Film Industry, собираясь и в дальнейшем разрабатывать тему, как они считают, почти не тронутую, - тему космонавтики. - В кино есть сказки-приключения, есть космическая фантастика. Нам хотелось другого, - рассказывает Артур Сухонин. - Снимая "Колыбель" в тесном взаимодействии с космонавтами, мы стали как бы частью российского космического процесса - туда погружаешься с головой, отойти уже невозможно. И поняли, какая там бездна материала для кино - реального и нетронутого. Постоянно консультировались с космонавтами Юрием Усачевым и Александром Александровым. В разговорах с ними рождались многие яркие коллизии и детали. Сценарий переделывался, возникали и исчезали целые сцены, все менялось даже в процессе съемок и монтажа, - и теперь это совсем другая история. В общении с космонавтами я и нашел формулу для чувства, которое цепляло меня, еще первокурсника, в работе над самым первым "космическим" этюдом. Усачев сказал: "Когда смотришь из иллюминатора на Землю - испытываешь к ней любовь. Как к живому существу!". Эти слова во мне засели. При виде Земли со стороны у космонавтов действительно меняется сознание: мир воспринимается иначе. - Они говорят: "Улетаем патриотами своей страны - возвращаемся патриотами Земли", - добавляет Татьяна Бодрова. - В "Колыбели" нам хотелось поймать хоть частичку этого чувства, сохранить и донести до зрителя. - Космонавты видели готовую картину? - Конечно. И сказали, что это самый реалистичный фильм о космосе! - гордо говорит Артур. - Я с первого курса - фанат реализма, - уточняет Татьяна. - Режиссер должен рассказывать то, что лично знает. Может, не в буквальном смысле - но надо изучать тему! Ведь кино, помимо прочего, несет в себе элемент образования. Очень немногие имеют представление о том, что происходит на орбите - и здесь реализм особенно интересен. Интересна правда в деталях, в человеческих движениях, в технологиях, которые мы показываем. Мы же снимали в реальных интерьерах космических станций, на экране реальные приборы, реальная обстановка... Получасовой фильм - хороший метраж для глубокого погружения в обстановку. Но что может произойти в замкнутом пространстве такого, что может и дальше держать внимание зрителя? Татьяна увлеченно рассказывает о драматургических трудностях подобных проектов: - Фильму нужен конфликт. А какой может быть конфликт, если люди на космической станции подобраны по принципу психологической совместимости! Серьезные столкновения тут невозможны - это противоречило бы принципу достоверности. Очень узкий коридор для возможных сюжетных решений. Мы теперь разрабатываем идею полнометражного фильма о космосе. То, что в нем будет происходить, в реальности должно случиться в ближайшие 10-15 лет. То есть мы будем делать фильм на основе реально ведущихся разработок - такая визуализация ближайшего будущего российской космонавтики. - А как же с узким коридором? Бесконфликтное кино? - Когда жесткие рамки - мозг начинает работать активнее, - уверена Татьяна. - И то, что нам удалось найти, зрителю будет очень интересно. Поверьте, это будет что-то удивительное. Сейчас мы начинаем поиск финансирования картины. Опыт "Колыбели" показал, как можно оптимизировать бюджет даже сложного постановочного фильма - снять дешево, не уступая в качестве картинам, которые мы смотрим в кинотеатрах. В создании нашего первого фильма участвовали предприятия Роскосмоса, "Энергия", Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, Объединенная ракетно-космическая корпорация. Так что из нашей дружбы с космосом должно получиться хорошее кино.

Уральский кинофестиваль показал нашу общую колыбель
© Российская Газета