Глеб Панфилов снимет кино по рассказу Александра Солженицына
В Екатеринбурге Глеб Панфилов открыл свои планы - он снимет кино по рассказу Александра Солженицына. Новый замысел режиссера связан с произведением его любимого писателя "Один день из жизни Ивана Денисовича". Об этом Панфилов впервые объявил в городе своего детства и юности. - Предстоит трудная работа, - делился режиссер. - Сложность в том, что в этом великом рассказе абсолютно нет привычной драматургии. Задача непростая сделать внятную, содержательную картину, которую бы зритель мог с живым интересом смотреть два с половиной - три часа. Это не сериал, это просто кино. Я уж не говорю, что сам выбор главного героя очень важен, очень сложен - увижу, узнаю сразу. Скажу - он! Но когда это произойдет, пока трудно сказать. Будем искать. На Уральском кинофестивале состоялась премьера: президент первого Уральского открытого фестиваля российского кино Глеб Панфилов сделал подарок родному Екатеринбургу, где вырос и начинал творческую жизнь. Здесь зрители первыми увидели оцифрованный в новейшем формате DCP (Digital Cinema Package) фильм "Мать", снятый им в 1989 году. Панфилов открывал зрителям совсем другого Горького Кроме заученной всеми еще со школы повести о рабочем человеке Павле Власове и его матери Пелагее Ниловне, обязательной к прочтению и почитанию и оттого казавшейся страшно унылой, в основу сценария легли и другие - малоизвестные произведения Максима Горького "Жизнь ненужного человека", "Карамора". В них Горький много размышлял о природе предательства и конформизма. Это важно знать, чтобы оценить масштаб замысла выдающегося режиссера. - Средняя школа очень сильно поработала над тем, чтобы вызвать отвращение к классической повести Горького, и я сам в какой-то степени это испытал, до тех пор, когда в зрелом возрасте перечитал и понял, что такой фильм надо делать и я хочу это делать, - рассказал мастер на пресс-конференции в Екатеринбурге. 27 лет назад, когда Панфилов с боями прорывался к экрану, преодолевая сначала сопротивление кинематографических чиновников, затем неприятие критиков и равнодушие публики, его грандиозный замысел не поняли и не оценили по достоинству. Тогда произведения Горького казались не к месту и не ко времени, а их автор излишне пафосным, замаранным хвалебными одами Беломорканалу и прочими услугами сталинскому режиму. А Панфилов открывал зрителям совсем другого Горького с его точным, жестким, аналитическим и в то же время глубоко сочувственным взглядом не только на дореволюционную Россию, но и на человеческую природу, на исконно русские типажи и характеры. В фильме нет декламаций и деклараций, есть до малейших деталей осмысленная и убедительно показанная история духовного роста и подвига людей, постепенно и неотвратимо решившихся на сопротивление казалось бы раз и навсегда установленному порядку. Есть евангельски вечная история предательства и перерождения. И конечно, невыразимо прекрасный образ Матери, всепрощающей и понимающей, - Инна Чурикова гениальна в этой роли. Перед показом в Екатеринбурге Глеб Панфилов волновался, придут ли зрители, выдержат ли фильм длиной в три часа двадцать минут. Переполненный зал не опустел к финалу, зрители после титров бешено аплодировали. Режиссер и актриса были растроганы, счастливы. Мощный кинороман, где Панфилов открыл целую плеяду совсем молодых тогда артистов, будущих звезд отечественного кино Виктора Ракова, Сергея Маковецкого, Дмитрия Певцова, Алексея Булдакова и многих других, прогремел в 1990 году на Каннском фестивале, получил там специальный приз "за выдающиеся художественные достижения и вклад в кинематограф". Дмитрий Певцов, сыгравший в "Матери" свою первую роль в кино, был отмечен призом Европейской киноакадемии "Феликс". Его Яков Сомов, улыбчивый, славный рабочий парнишка, увлеченный идеями революции, попадает в капкан, подстроенный ему спецами охранного отделения, и становится Иудой, предателем всего святого, что было в его жизни, безжалостным, холодным убийцей. Грандиозная роль сыграна и осмыслена на уровне всемирно известного "Конформиста" Бернардо Бертолуччи. - Меня удивляет, что фильм, который Глеб снял так давно, и сегодня очень живой, у него актуальное звучание, - сказала Инна Чурикова, главная героиня екатеринбургской премьеры. - Все, что вы увидели, результат углубленной работы, - продолжил Глеб Панфилов. - Результат вдумчивого отношения к прочитанному. Мы старались не только понять, но и сопоставить книгу классика с реальными событиями, происходившими чуть больше ста лет назад. Демонстрация на сормовском заводе была первым рабочим выступлением 1 мая в 1902 году. Оно было настолько резонансным, что об этом доложили императору. Это меня волновало и тогда, когда задумывался фильм, волнует и сейчас.