"Дуэлянт" порадует зрителей интересным сюжетом и красивыми костюмами
Осень. Время сбора киноурожая в Год российского кино. Выходят серьезные бюджетные фильмы - "тяжеловесы", будущие претенденты на "Золотого орла" и "Нику". И вот он - событие года, долгожданный "Дуэлянт". Прямиком с одного из лучших мировых фестивалей - в Торонто, где он вошел в конкурсную программу. Что еще раз доказывает: Александр Роднянский - продюсер, которому нет равных, он может "продвинуть" все, что угодно. Роднянский работает с IMAX: делает второй фильм в этом формате (первым был «Сталинград», а всего в России выпущено три фильма в IMAX). И будьте уверены, что все захотят составить мнение о "Дуэлянте", как это было с "Левиафаном", и "Сталинградом", и другими картинами продюсера Роднянского, и посмотрят его. А еще посмотрят - и уже смотрят - за рубежом, и в Китае обязательно. И там «Дуэлянт» кассу соберет. Все необходимые составляющие - история, костюмы, дуэли, много крови, любовь - у него для этого есть. Теперь посмотрим поближе. Первый опыт в зрительском кино у режиссера авторского кинематографа Алексея Мизгирева. Что ему удалось - внести в фильм свои краски (серое, коричневое, черное, мрачноватое, пугающее) и свой стиль. Фильм сделан практически в той же "цветовой" гамме и стилистике, что и предыдущие фильмы автора. "Дуэлянт" очень необычно снят. Оператор Максим Осадчий "базируется" на крупных "косых" планах. И это производит на зрителя определенное давление, словно подчеркивая моральную тяжесть истории. Приготовьтесь - пули в 3D, как у Тимура Бекмамбетова, в вас не полетят. Но холод оружия почувствуете весьма ощутимо (даже, если смотрите не в IMAX). Будут повторы, педалирование одних и тех же приемов. Вначале зритель на это реагирует, потом - привыкает и не волнуется. В остальном же, когда смотришь "Дуэлянта", есть ощущение, что попадаешь в кукольный карточный домик. Очень хорошая работа художников - достойна премий. И художника по гриму, и по костюмам, и художника-постановщика. Костюмы эпохи сидят на героях почти безупречно. А лица их кажутся накрашенными, и они сняты в таком свете, что появляется в них нечто неприятно театральное. Так, Владимир Машков иногда похож на стареющую женщину с накрашенными губами. И глядя на то, как он играет злодея - графа Беклемишева - задумываешься о том, а нужно ли было ему примерять образ негодяя? Герою нашего кино, который на экране все чаще носит китель и смотрит с глубокомысленным прищуром. Здесь ему не веришь - ни как злодею, ни как герою-любовнику, потому что он смотрится гораздо старше всех остальных персонажей, и иногда даже не понимаешь, как женщины могут сходить по нему с ума (на некоторые другие фильмы с участием Машкова это не распространяется). Что еще мешает при просмотре "Дуэлянта" - и сильно - то, как герои не умеют носить костюмы, которые на них безупречно сидят, и у них не получается выражаться в сверхучтивой манере. Помните юмористическую миниатюру Михаила Жванецкого советских времен о том, что наши артисты не могут носить фраки, смокинги и красивые платья и чувствовать себя аристократами? Понимать, что такое честь - это уже продолжение мысли. Как использовать познания по такому предмету, как сценическая речь. В «Дуэлянте» большинству артистов не веришь. Переход в другую эпоху лучше всех удается молодому Павлу Табакову. Унаследовав обаяние отца, он легко и чисто - не фальшивя - превращается в наивного аристократа князя Тучкова. Чего не скажешь об его сестре Марфе Тучковой в исполнении Юлии Хлыниной. Она красива модельной красотой. Но в "Дуэлянте" есть своя "Война и мир". И если военные, то есть дуэльные сцены хоть как-то затягивают, то "мир" - неискренен. А любовные сцены вызывают желание прокрутить их на быстрой перемотке. Особенно главная - «скан» из "Титаника". Только там действие происходит на корабле, а тут - в карете. Ненатуральность происходящего еще подчеркивает то, что Петербург 19 века представлен невероятно грязным. Постоянно идет дождь, на улице — месиво. При этом - на одежде персонажей в большинстве сцен ни пятнышка, ни капельки, ни грязи, словно они огорожены от города невидимым стеклом. Франциска Петри в роли Великой Княгини после всех наших фильмов об императрицах всем проигрывает - и Юлии Ауг, и Наталье Сурковой. Она картонная и плоская в «Дуэлянте». И лишь блестящий немецкий и популярность за рубежом оправдывает ее появление в этом фильме. Мартин Вуттке в роли Барона - этот тот, кто мог бы выйти на поклон в театре вторым после главного героя. И получил бы овации. В нем есть все - и драйв, и оправданность персонажа, и тот же прекрасный немецкий. Кто выдерживает заданную линию — так это актеры Александр Яценко и Юрий Кузнецов. В кадре появляются редко, но эпизоды с их участием запоминаются. Про Сергея Гармаша и Юрия Колокольникова сказать можно немного. Оба - не к месту. Гармаш - чуть меньше, Колокольников - чуть больше. Сценарий - не самое сильное, что есть в «Дуэлянте», мягко говоря, и они оба не могут найти себя в тех ролях, что им отведены. Впечатление, что их персонажи сыграны на ходу, второпях. Игра Петра Федорова - вот из-за чего стоит смотреть фильм "Дуэлянт". Он раскрылся в этой роли, как нигде прежде. И в картине есть сцена, когда его ведут сквозь строй шпицрутенов. Она сыграна им так, что хорошо смотрелась бы и в трейлере, и даже в отдельном от фильма эпизоде - как образец. Еще два слабых места этой картины, помимо сценария (три "кита", способные потопить этот фильм): маловнятная музыка (композитор Игорь Вдовин) и финал - самый банальный из всех банальных. Многократно проговоренный в другом кино разных жанров, он заставляет зрителя вылететь из зала быстрее, чем пуля из пистолета героя Федорова - профессионального дуэлянта. Соответственно, после просмотра возникает вопрос к режиссеру Мизгиреву, который достоин большого уважения за то, что сделал в авторском кино: доволен ли он своим хождением в кино зрительское. Надеюсь, представится случай его задать.