"Изгоняющий дьявола": многообещающий старт сериального ремейка
К католическому священнику Томасу Ортеге (Альфонсо Эррера) обращается за помощью одна из прихожанок по фамилии Рэнс: мол, у нее дома явно происходят очень странные дела. В частности, подозрительно ведет себя одна из дочерей, а по ночам кто-то двигает мебель. Сам отче не то чтобы страдает от кризиса веры, но в демонов не верит. По крайней мере, до тех пор, пока не начинает видеть странные сны - с участием некоего Маркуса (Бен Дэниелс), специалиста по борьбе с нечистой силой. К чему приводят попытки сделать сериал из культового полнометражного фильма? Однозначного ответа тут, пожалуй, быть не может. Есть, скажем, пример "Фарго", второй сезон которого оказался уж точно не хуже коэновского первоисточника. Но есть и какая-нибудь "Битва за будущее" - мягко говоря, посредственное телевизионное продолжение "Терминатора". Делать выводы по первому эпизоду "Изгоняющего дьявола", с одной стороны, рано. С другой, сделать их очень хочется. Ведь новый "Экзорцист" (даром, что от него никто ничего не ожидал) уже тянет на звание лучшей премьеры осеннего сезона. Пилот у канала Fox получился по-настоящему отличным. Стильным, напряженным и захватывающим. И, конечно, пугающим. С одной стороны, его создатели с уважением отнеслись к оригиналу 1973-го года - одному из первопроходцев мистического хоррора, не нуждающемуся в рекомандациях и по-прежнему присутствующего в любой жанровой десятке "самых-самых". С другой, очевидно, поняли, что одними только ужасами - тем более, в многосерийном формате - сыт не будешь. И не постеснялись уместного ревизионизма. Во-первых, они добавили значимости и глубины самим образам служителей церкви. Первый - сомневающийся и даже до поры до времени ироничный обаятельный молодой парень. Второй - настолько серьезный и брутальный, что иной раз напоминает Хайзенберга или какого-нибудь из персонажей Клинта Иствуда (особенно когда хватается за ствол или надевает шляпу; да, такое тут тоже есть - и выглядит очень здорово). Во-вторых, действие, как и было обещано, перенесли в наши дни - и благодаря этому тоже выиграли. Изящная отсылка к классической картине Уильяма Фридкина тут, конечно, есть. В парочке фотографий на экране компьютера и статье о джорджтаунских священниках. Но остальное - современные декорации. Они, как оказалось, тоже могут быть мрачными и создавать нужную атмосферу. Особенно если людям по эту сторону камеры знакомо понятие "саспенс". Первые же - еще до титров - кадры "Изгоняющего" (сумерки, надсадный собачий лай, потусторонний свет в окошке) выдают мастеров, которым это понятие не просто знакомо. А еще и дорого. Непосредственно с хоррором тут тоже все в полном порядке. Наводить жути Джереми Слэйтер и компания умеют. И - что особенно ценно и похвально - не растрачивают этот свой талант попусту. Большая часть дебютной серии построена на мрачных намеках, полунамеках и постоянном ожидании скримеров. А страшное показывают именно там, где это необходимо. Немного - в мексиканских трущобах, когда отец Маркус проводит обряд изгнания бесов. Немного - в феерически поставленной и динамичной сцене на чердаке особняка Рэнсов. Об обеих стоит поговорить отдельно. Но лучше все-таки избежать спойлеров и сказать: "Это нужно видеть". Добавим безупречное попадание в цель с ролями второго плана, удачный для такого формата сорокаминутный хронометраж и замечательное переосмысление классической музыкальной темы. И с нетерпением ждем продолжения. А там - как знать - и второго сезона. Если Fox выдержат марку, он станет неизбежным.