Войти в почту

Герои «Ледокола», как атланты, держат небо на своих руках

12 октября в Москве состоялась премьера фильма Николая Хомерики «Ледокол». Сюжет основан на событиях 1985 года, когда ледокол «Михаил Сомов» (в фильме — «Михаил Громов») оказался запертым льдами Антарктики.Глухая тоска расстояний, ледяные торосы, айсберг созданы с помощью компьютерной графики и натурных съемок оператора Федора Лясса. Белая пелена прорезается трещиной: к Большой земле движется ледокол. Впереди — переворачивающийся айсберг. Судно, уходя от столкновения, попадает в ледяной плен. Топливо и продукты кончаются, экипаж ждет вестей с Большой земли, но потом поднимает бунт, видя «паралич» начальства. Запертые во льдах должны сами найти выход. Снимая жанровое кино, Хомерики живо интересуется поведением людей в экстремальных ситуациях. Наблюдая за конфликтами героев, невольно вспоминаешь фразу генерала Карбышева: «У осужденного есть одна честь — сохранить честь в бесчестии». Потому что, в сущности, фильм именно про это. В начале 2000-х российское кино судорожно металось в поисках новых героев: на экране они выглядели достаточно трафаретно. Сегодня ситуация изменилась. Хомерики — тонкий психолог, «без поддавков», просто и емко передает полярные состояния, точными деталями выражает внутреннюю драму. Актерские работы Петра Федорова, Сергея Пускепалиса, Анны Михалковой и других убедительны и могут дать сто очков вперед персонажам «Титаника». Кроме того, они нам роднее и понятнее. А что касается компьютерной графики, то тут искусство по-прежнему в большом долгу перед зрителем. Если в «Титанике» картинка завораживает, то в «Ледоколе» эффекты «лезут из всех щелей». Но, когда наигравшись в визуальный «кубик Рубика», создатели фильма углубляются в драматургию, то появляется ощущение, что фильм состоялся. Даже возникает чувство гордости за героев, наших соотечественников, каждый из которых, словно атлант, удерживает на своих руках общее небо. Каждый на своем месте.

Герои «Ледокола», как атланты, держат небо на своих руках
© Вечерняя Москва