Герои «Ледокола», как атланты, держат небо на своих руках
12 октября в Москве состоялась премьера фильма Николая Хомерики «Ледокол». Сюжет основан на событиях 1985 года, когда ледокол «Михаил Сомов» (в фильме — «Михаил Громов») оказался запертым льдами Антарктики.Глухая тоска расстояний, ледяные торосы, айсберг созданы с помощью компьютерной графики и натурных съемок оператора Федора Лясса. Белая пелена прорезается трещиной: к Большой земле движется ледокол. Впереди — переворачивающийся айсберг. Судно, уходя от столкновения, попадает в ледяной плен. Топливо и продукты кончаются, экипаж ждет вестей с Большой земли, но потом поднимает бунт, видя «паралич» начальства. Запертые во льдах должны сами найти выход. Снимая жанровое кино, Хомерики живо интересуется поведением людей в экстремальных ситуациях. Наблюдая за конфликтами героев, невольно вспоминаешь фразу генерала Карбышева: «У осужденного есть одна честь — сохранить честь в бесчестии». Потому что, в сущности, фильм именно про это. В начале 2000-х российское кино судорожно металось в поисках новых героев: на экране они выглядели достаточно трафаретно. Сегодня ситуация изменилась. Хомерики — тонкий психолог, «без поддавков», просто и емко передает полярные состояния, точными деталями выражает внутреннюю драму. Актерские работы Петра Федорова, Сергея Пускепалиса, Анны Михалковой и других убедительны и могут дать сто очков вперед персонажам «Титаника». Кроме того, они нам роднее и понятнее. А что касается компьютерной графики, то тут искусство по-прежнему в большом долгу перед зрителем. Если в «Титанике» картинка завораживает, то в «Ледоколе» эффекты «лезут из всех щелей». Но, когда наигравшись в визуальный «кубик Рубика», создатели фильма углубляются в драматургию, то появляется ощущение, что фильм состоялся. Даже возникает чувство гордости за героев, наших соотечественников, каждый из которых, словно атлант, удерживает на своих руках общее небо. Каждый на своем месте.