В венском Концертхаусе проешел концерт пианиста Даниила Трифонова
Заполненный до отказа Большой зал венского Концертхауса. Восторженные аплодисменты и возгласы "браво!" молодому музыканту, а после концерта - оживленные обсуждения в фойе и длинная очередь к артисту за автографом на компакт-диск. Так выглядел во вторник сольный концерт Даниила Трифонова в Вене. Двадцатипятилетний музыкант, ставший за последние годы одним из самых признанных пианистов своего поколения, выступает в славной своими музыкальными традициями австрийской столице уже не первый раз, и каждое его выступление проходит с невероятным успехом у публики. Во вторник в первом отделении прозвучала музыка Роберта Шумана - "Детские сцены", Токката до-мажор и Крейслериана. А во втором - пять прелюдий и фуг Дмитрия Шостаковича и три пьесы из "Жар-Птицы" Игоря Стравинского. На "бис" Трифонов подарил залу один из концертных этюдов Ференца Листа и "Кампаниллу" Николая Метнера. На сцене нервический молодой человек, теперь с бородой, внешне напоминающий образы XIX века, оказывается носителем большого дарования романтического пианиста, далекого от возобладавшей, казалось, в пианистическом мире отстраненно академической манеры игры. Он способен поразить зал как мощностью своего "наскока" на рояль (буквально: Трифонов привстает с табуретки на кульминациях), так и заколдовать слушателей своим пианиссимо, как бы доставая изнутри своего сосредоточенного состояния разные замысловатые приемы звукоизвлечения. Но все это происходит в едином музыкальном порыве погруженного в себя исполнителя, который, кажется, не без труда выходит из своего состояния медиума, когда настает время вставать на поклоны. На фоне явного энтузиазма слушателей, венские критики настороженно пытаются разгадать и рационализировать дарование Трифонова. После предыдущего концерта в Вене в мае этого года критик газеты Der Standard написал, что помимо их самостоятельности, об интерпретациях Трифонова можно "мало что сказать, кроме того, что они не передают ни одну из известных концепций". Его звуковые приемы поражают, а технически сложные места "пробегают настолько легко, что не знаешь, верить ли своим ушам или глазам, в то время как аналитический ум задает вопрос, что именно эти эффекты говорят о произведении". Российские музыканты - частые гости в Вене. В минувшую пятницу в этом же Большом зале Концертхауса вместе с Венским симфоническим оркестром выступал выдающийся российский пианист Николай Луганский, а на следующей неделе предстоят, впервые после долгого перерыва, гастроли Государственного симфонического оркестра России под управлением Владимира Юровского. Однако и Трифонов явно полюбился венцам. В недавнем интервью "Российской газете" его талант выделила, говоря о молодых пианистах, почетный член Концертхауса, давно живущая в Вене всемирно известная российская пианистка Елизавета Леонская. Нынешнее выступление Трифонова связано и с недавним выпуском фирмой Deutsche Grammaphon его диска "Transcendental" с записью не только трансцендентных этюдов, но и концертных, и этюдов по Паганини. Уже 15 октября пианист будет играть в Чикаго Первый концерт Чайковского с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Рикардо Мути, после чего предстоит большая поездка по США, включая концерт в Принстоне вместе с его педагогом Сергеем Бабаяном, а в конце декабря вернется в Европу, где будет играть новогодний концерт в Берлине с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла.