Как российские мастера покоряли мировой киноолимп
Поставленный Ильёй Найшуллером клип The Weeknd «False Alarm» Популярный певец The Weeknd предложил Найшуллеру поработать вместе после того, как посмотрел его зубодробительную картину «Хардкор» - снятую в России, доработанную в Америке и собравшую в мировом прокате не самые позорные 15 миллионов долларов. Об этом фильме, видимо, придётся вспоминать ещё очень долго – хотя бы благодаря Хейли Беннетт, которая стремительно становится сейчас восходящей голливудской звездой. Да и Шарлто Копли в теории имеет шансы попасть по итогам года в какие-нибудь номинации – тут ведь у него подлинный актёрский бенефис. Трейлер фильма «Хардкор» Успех Левана Габриадзе в цифровом выражении даже больше: в прошлом году его скайп-ужастик «Убрать из друзей» только в США собрал 32 млн плюс ещё столько же по остальным странам. Принципиальных звёзд задействовано в фильме не было, сплошь молодёжь – но отлично сработала новизна идеи, неожиданно выведя режиссёра «Ёлок» и «Выкрутасов» на подлинно мировой уровень. Трейлер фильма «Убрать из друзей» Сарик Андреасян – пожалуй, самый амбициозный из ныне работающих в России режиссёров. Несмотря на то, что к качеству его картин неизменно возникают большие вопросы у критиков, зритель их смотрит, а окупаемость проектов – серьёзный фактор в любой киноиндустрии. Постановщик «Беременного» и «Мафии» успел попытать счастья и за рубежом – сняв датированное 2014-м годом «Ограбление по-американски» с Хейденом Кристенсеном (у которого, как мы знаем, вообще серьёзные проблемы с трудоустройством) и Эдрианом Броуди (который, получив «Оскар», решил, что всё уже сделал ради искусства, и теперь без моральных преград работает просто за деньги). Однако никаких данных по американскому прокату этого фильма нет – кажется, на больших экранах он там вообще не выходил, сразу отправившись на малые. Трейлер фильма «Ограбление по-американски» Сергей Бодров имеет в своём активе две номинации на «Оскар» - за «Кавказского пленника» и «Монгола», а потому совершенно естественно, что приглашения как из Европы, так и из Голливуда приходят ему регулярно. Свою первую зарубежную картину мастер снял ещё в конце девяностых, но подлинного размаха достиг с «Седьмым сыном» - высокобюджетным фэнтези с роскошным звёздным составом: Джефф Бриджес, Джулианна Мур, Бен Барнс и набирающая мощь Алисия Викандер. У ленты, правда, была непростая судьба, её премьеру не раз откладывали и в итоге в российском прокате она собрала больше, чем в американском – 18 миллионов против 17; впрочем, цифры по миру куда выше. Трейлер фильма «Седьмой сын» Тимур Бекмамбетов всколыхнул мир блокбастеров летом 2008-го года - небанальным и зрелищным комиксом «Особо опасен», собравшим по миру без малого 350 миллионов долларов. Анджелина Джоли снимается не у всякого, а ведь здесь ещё есть Морган Фриман, Джеймс МакЭвой, Теренс Стэмп и Томас Кречман – актёрский состав получился интернациональным и весьма крепким. Двум следующим американским лентам режиссёра повезло куда меньше, в особенности – совсем недавно вышедшему «Бен-Гуру». Но тут вспомним, что Бекмамбетов приложил руку и к вышеупомянутым хитам «Хардкор» и «Убрать из друзей» - а продюсерское чутьё в Голливуде ценится превыше режиссёрского таланта. Трейлер фильма «Особо опасен» До Бекмамбетова «главным нашим» в Голливуде был Андрей Кончаловский, в общей сложности снявший на английском языке десять картин. Поначалу это были небольшие независимые драмы - хотя «Поезд-беглец» дошёл до оскаровских номинаций, а «Стыдливые люди» получили актёрскую премию в Каннах. Чаще же всего из того периода классика вспоминают боевик «Танго и Кэш» - потому как до сих пор, честно говоря, не верится, что у создателя «Первого учителя», «Аси Клячиной» и «Сибириады» снимались Сильвестр Сталлоне с Куртом Расселом. Ну а почему нет – тоже ведь опыт; к тому же поучительный – известно, что разногласия с продюсером привели к тому, что вместо Кончаловского доделывал ленту другой режиссёр. Эта и прочие сложности не помешали, однако, фильму собрать 63 млн – что для 1989-го года вовсе даже неплохо. Трейлер фильма «Танго и Кэш» Никиту Михалкова наверняка звали в Голливуд неоднократно: как-никак, он единственный режиссёр, кто за последнюю четверть века трижды претендовал на иноязычного «Оскара», причём во второй раз – успешно. Ещё одна номинация у его фильма – актёрская: за «Очи чёрные», поставленные в содружестве с Италией, великий Марчелло Мастроянни получил в 1987-м свою вторую каннскую награду, а позднее – в третий раз попал в оскаровскую пятёрку лучших актёров года, что крайне редко удаётся тем, кто играет не на английском языке (и это мы про четвёртого итальянского «Давида» ещё не сказали). Фрагмент из фильма «Очи чёрные» Экранизированная Владимиром Грамматиковым сказка Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио» (1987, СССР – Швеция – Норвегия) вошла в историю кино не только в качестве одного из любимейших в нашей стране детских фильмов. Зловещего рыцаря Като здесь сыграл не абы кто, а Кристофер Ли – артист с воистину выдающейся фильмографией, в которой позднее окажутся и «Властелин колец», и «Звёздные войны». А вторая по значимости роль – роль Юм-Юма, друга главного героя – досталась тогда юному Кристиану Бэйлу, будущему Тёмному Рыцарю Готэма, Бэтмену из трилогии Кристофера Нолана. Кто знает, быть может, он и сейчас с благодарностью вспоминает уроки российского режиссёра?.. Трейлер фильма «Мио, мой Мио» «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) появились на свет благодаря совместному производству Советского Союза и Италии. От нас был – в первую очередь – творческий гений Эльдара Рязанова, от итальянцев – производственный энтузиазм выдающегося продюсера Дино Де Лаурентиса, чьи заслуги перед мировым кинематографом были отмечены уже в начале нового века почётным «Оскаром». Занятых в картине советских артистов представлять, разумеется, нет никакого смысла, а вот гости известны в наших краях куда меньше. Пожалуй, главной звездой среди них был Нинетто Даволи – постоянный актёр скандального и неизменно провокационного Пьера Паоло Пазолини. Фрагмент из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» Не мог Де Лаурентис пройти и мимо Сергея Бондарчука, чья постановка «Войны и мира» произвела огромное впечатление не только на советских зрителей: подобный масштаб - тем более в сочетании с размахом толстовской мысли - далеко не всегда встречался и в голливудских картинах. Логично было предложить Бондарчуку продолжить войну с Наполеоном и после Бородинской битвы – так в 1970-м вышел эпик «Ватерлоо», в создании которого приняли участие Италия, СССР и США. И пусть фильм не признали в итоге шедевром, актёрский ансамбль в нём – из разряда немеркнущих: Наполеон – Род Стайгер, Веллингтон – Кристофер Пламмер, Людовик XVIII – сам Орсон Уэллс. Трейлер фильма «Ватерлоо» До Бондарчука и Рязанова опыт совместной советско-итальянской постановки уже был у Михаила Калатозова, единственного нашего обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за военную драму «Летят журавли». Впрочем, «Красная палатка» (1969) про покорителей Арктики ближе к его «Неотправленному письму» про погибших в Сибири геологов – киноманы могут сравнить при случае. Интернациональный ансамбль украшает здесь Шон Коннери – что было событием уже само по себе: без устали сражавшийся с Советами Джеймс Бонд сыграл в наполовину советском фильме?!. Также у Калатозова сыграли Питер Финч (ему позднее – и посмертно - достанется «Оскар» за «Телесеть») и итальянская суперкрасавица Клаудия Кардинале. Казус, к сожалению, вышел с музыкой: для мирового проката поставили мелодии Эннио Морриконе, хотя ведь вошедшая в нашу версию партитура Александра Зацепина была ничем не хуже… Но таковы суровые законы капиталистического кинематографа – пришлось смириться. Фрагмент из фильма «Красная палатка» Как могли заметить знатоки, за скобками данного обзора остались такие наши признанные гранды как Андрей Тарковский, Отар Иоселиани и Александр Сокуров. Но сделано это намерено: всё-таки мы вели речь о кино массовом, тогда как у этих великих мастеров – зритель избранный; не будем всё смешивать в одну кучу. А Илье Найшуллеру пожелаем, конечно, удачи: после «False Alarm» к нему в очередь наверняка уже выстроились многие звёзды современной музыки – а поклонники остроумно придуманного и высокопрофессионально выполненного кино с ещё большим нетерпением стали ждать следующего фильма классного российского режиссёра.