Патрик Шен: в нашей культуре слишком мало места для тишины
В британский прокат вышел фильм американского режиссера Патрика Шена "В поиске тишины". Ответ на какой вопрос пытался найти этим фильмом автор и о чем он хотел сказать зрителю? Накануне премьеры режиссер дал интервью обозревателю Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Александру Кану. Александр Кан: Почему вы решили снять фильм о тишине? Патрик Шен: Уже почти 10 лет назад, примерно в 2007 году, меня невероятно тронул прекрасный, практически безмолвный фильм "Включите тишину" о жизни монастыря и монахов во французских Альпах. В той тишине, в которую погружена их жизнь, было что-то загадочное, мистическое. Этот фильм и натолкнул меня на язык, которым можно выразить то, что так влекло меня практически с детских лет. Я стал чуть ли не постоянно думать о тишине, о тишине не только как физическом, акустическом феномене, но и об экзистенциальном смысле, которым обладает тишина. Еще спустя пару лет я открыл для себя Джона Кейджа (американский композитор, автор пьесы тишины "4:33" и книги "Тишина" - Би-би-си), который полностью захватил меня. Так постепенно складывалась идея и структура фильма. Во многом он плод моего любопытства - мне самому захотелось побольше узнать о тишине и понять, почему в нашей культуре остается так мало места для нее, почему для современного человека важно все что угодно, кроме тишины. В особенности в Америке, где громкость - это все. А.К.: Громкость - это все. Ваш фильм в немалой степени говорит о проблеме загрязнения звуковой среды. Проблема эта - экологическая, медицинская, социальная, и ей можно было посвятить острый и интересный научно-популярный, документальный фильм. Вы же решили пойти по уникальному пути киномедитации, создали такой своеобразный документальный арт-хаус. Почему? П.Ш.: Наверное, потому, что я не хотел увеличивать объем шума в мире (смеется). У нас и без того хватает шума, звуков, голосов, которые обрушиваются на нас - в кино, на радио и телевидении и в бесконечных окружающих нас новых технологиях. Поэтому мне показалось важным создать фильм, в котором люди могли бы ощутить, почувствовать тишину, осознать, какой она может быть и как нам ее не хватает. Фильм наш, конечно же, не безмолвный, но через всю его ткань проходят фрагменты тишины, почти полной, столь забытой нами тишины. С самого начала мы решили, что это будет не только фильм о тишине, но и фильм, наполненный тишиной. Именно исходя из этого, мы и снимали фильм. А.К.: И именно поэтому в углу экрана постоянно возникает указание о том, какое количество децибел сопровождает ту или иную сцену фильма. Кстати, о сценах. Фильм невероятно разбросан по странам и континентам. Эта пестрая мозаика, вероятно, и заставила критиков сравнивать его со знаменитой трилогией "Катци" Серджио Годфри с музыкой Филиппа Гласса. Как вы отбирали эти сцены? Стремились ли вы показать проблему во всем ее объеме и многообразии или же и тут вы руководствовались художественными, эстетическими критериями? П.Ш.: Я думаю, тут было сочетание факторов. Что касается географического разброса, то он определялся теми историями и теми людьми, которые нам хотелось показать в фильме. Ну и конечно, нам приходилось думать о том, чтобы фильм не стал слишком далек от зрителя. Поначалу мы составили целый список экзотических, тихих, уединенных мест, но потом поняли, что у огромного большинства людей не будет ни средств, ни других возможностей попасть в эти места, а нам важно было, чтобы фильм не слишком далеко уходил от своего зрителя. А.К.: Огромная часть шума, составляющего то самое загрязнение звуковой среды, о котором мы говорим, - искусственного происхождения. Он порожден человеком и во многом является неизбежным спутником прогресса человеческой цивилизации. Вам могут возразить, что протест против этого шума - позиция ретроградная, противоречащая естественному ходу развития человеческого общества. П.Ш.: Нет, нет. Я совершенно этого не боюсь, и я не думаю, что наш фильм об этом. Речь в фильме идет не о технологическом прогрессе и не о развитии человеческой цивилизации, скорее о нашем отношении к технологии и прогрессу. Меня беспокоит, как мало мы осознаем то влияние, которое бесконечный звуковой и шумовой фон оказывает на человека. Мало кто задумывается о факторе шума при проектировании и строительстве зданий или создании бытовых приборов. Никто не говорит об отказе от прогресса и развития, речь идет о более рациональном, щадящем подходе к среде, в которой мы живем, и, соответственно, к нам самим. А.К.: Ваш фильм - не боевик, не мелодрама, в нем нет звезд, и на серьезный коммерческий успех рассчитывать ему не приходится. Вместе с тем снимали вы его в разных уголках планеты, что, видимо, потребовало изрядного бюджета. Как вы финансировали проект? П.Ш.: По большей части через краудфандинг и различные пожертвования от людей, которые хотели бы, чтобы такой фильм увидел свет. Нашим спонсором выступило Американское акустическое общество и другие некоммерческие организации. Они никоим образом не диктовали нам содержание фильма и подход к проблеме, они поддержали фильм просто потому, что хотели обратить внимание всего мира на поднятую в фильме проблему. А.К.: Что вы хотели добиться своим фильмом и как он был встречен? П.Ш.: Мы не хотели делать образовательный, научно-популярный фильм. Мы хотели погрузить зрителя в ощущение тишины, пробудить интерес к тем, увы, немногим жизненным ситуациям, где люди могут почувствовать, насколько органично и прекрасно это состояние. Мировая премьера фильма состоялась уже почти год назад, он пропутешествовал по многим фестивалям, где неизменно встречал очень теплый прием. Вот теперь фильм выходит в широкий прокат в Британии, что нечасто случается с документальными картинами. К нам неизменно походят зрители - как профессионалы из мира акустики и звукового дизайна, так и просто люди с благодарностью за то, что мы подняли эту проблему. Очевидно, что нам удалось затронуть важную болевую точку современного общества. А.К.: "В поиске тишины", как и ваш предыдущий фильм "Побег от смерти," затрагивают ключевые, фундаментальные проблемы человеческого бытия. Вам всегда был свойственен такой философский подход к творчеству? П.Ш.: Наверное… Меня всегда интересовали экзистенциальные проблемы, и фильмы мои - отражение этого интереса к миру. Как и все мы, я пытаюсь понять, как прожить свою жизнь, что главное для нас, и эти фильмы - плод моих размышлений на эту тему.