Войти в почту

Режиссер Игорь Масленников: мои "Приключения Шерлока Холмса" - это детское кино

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 октября. /Корр.ТАСС Олег Сердобольский/. Как рассказал Игорь Масленников на встрече со зрителями накануне своего дня рождения, он и сейчас готов подписаться под каждым из трех десятков своих фильмов, созданных почти за полвека. "Мне довелось учиться на Высших режиссерских курсах в мастерской Григория Михайловича Козинцева, - рассказал Масленников. - Он не учил нас ремеслу, для этого были другие педагоги, он нас воспитывал, делал из нас честных художников. Ему принадлежит фраза, которую я повторяю в своих книжках: "Кино - это поступок". Каждый фильм - это ваш поступок, который на всю жизнь приковывает вас к своему месту. Даже если это коротенькая картинка, короткометражка, учебный фильм - это сопровождает вас всю жизнь". "И мне ни за одну картину не стыдно, - продолжил режиссер, - Вот говорят, что в советское время делали все время заказуху, что существовал идеологический пресс. Чепуха! У меня нет ни одного фильма, под которым бы я сегодня не подписался, потому что я всегда делал то, что хотел. Я не нанимался никому никогда ни на что. Этому научил нас Козинцев. К сожалению, не все так живут. Некоторые живут на заказухах. Но заказухи приходят и уходят. А настоящее искусство остается". Жизнь в профессии Игорь Масленников вошел в кинопрофессию зрелым человеком. Он учился на журналиста на филфаке Ленинградского университета, работал на телевидении, где как редактор и сценограф участвовал в постановках Георгия Товстоногова. Его первой пробой сил на "Ленфильме" была короткометражка "Кузя и Маргарита", которая переросла в 1957 году в первый короткометражный фильм "Личная жизнь Кузяева Валентина". "Мы сняли эту картину, и она очень активно и хорошо прошла по прокату, - вспоминает Игорь Масленников. - Была там песня, которую написал Саша Колкер на стихи Кима Рыжова. Пела ее Маша Пахоменко: "Хочешь миллион? Нет. Хочешь на луну? Да!" Эта песня вдруг стала своего рода молодежным гимном. Я помню, был съезд комсомола в Кремлевском дворце, там Иосиф Кобзон пел эту песню. Несмотря на то, что она была ироническая, весь огромный кремлевский зал отзывался на нее: "Хочешь миллион? - Нет. Хочешь на луну? - Да!" Вся эта история доставила мне большое удовольствие, хотя в журнале "Огонек" фильм назвали клеветническим. Вот так я оказался в кинематографе". Ветеран с удовольствием вспоминает те далекие времена, когда "Мосфильм" ежегодно выпускал 100 картин, "Ленфильм" - 50, Студия имени Горького - 40, а всего в Советском Союзе в среднем каждый день выходило по одному фильму. В стране было 330 тысяч киноустановок. И кино финансировалось государством. "Теперь этого ничего нет, потому что всем этим владеют американцы. Каждый год 9 миллиардов долларов уходит из нашего проката в Голливуд, - с горечью говорит режиссер. - В каждой американской компании теперь есть такая приставочка "интертеймент", что в переводе означает развлекуха. И молодежь нашу приучают к развлекухе - монстрам, инопланетянам, всякой ерунде, которая морочит голову и совершенно не занимается тем, чем должно заниматься искусство. А именно - воспитанием души. Вот этого теперь нету. Теперь это все ушло в гаджеты. А это слово уже само о себе говорит - "гад же ты!". Теперь все думаем о деньгах. Вот у меня есть проект, но не можем его начать. Нет денег, и все ломают голову: а вернутся ли деньги?" "Приключения Шерлока Холмса" - фильм для детей Как признался Игорь Масленников, своей главной аудиторией он всю жизнь считал детей и женщин. "Никогда я не увлекался никакими драками, ни стрельбой, мне это абсолютно неинтересно. Мне всегда была интересна женская судьба. И это можно увидеть не только в "Зимней вишне", но и в фильме "Ярославна, королева Франции". С удовольствием делал я и детские фильмы. Их было много - "Завтра, третьего апреля...", "Филипп Траум" по Марку Твену, "Тимур и его коммандос", те же "Гонщики". Да и "Приключения Шерлока Холмса" - это тоже для детей", - признался режиссер. Увидев, что зрители приняли это за шутку, он добавил: "Уверяю вас, что это для детей. Когда взрослые это смотрят, в них просыпается детство. Реально это тоже как бы байка забавная - причем совершенно без крови, без пыток, ужасов, стрельбы. Это тоже для детской аудитории - такая щадящая детективщина". На вопрос, как постановщику удалось так достоверно представить атмосферу Лондона в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, ни разу не побывав в британской столице, Масленников вспомнил об одном нереализованном замысле, который и стал его ответом. "Был у нас с замечательным петербургским писателем Валерием Поповым такой проект - "Похищение Европы". Мы придумали, что можно сесть в пароход, обогнуть на нем всю Европу и показать в этом фильме все крупные места. А потом вдруг выясняется, что этот пароход никуда не уплывал, что все это снято у нас здесь в Ленинграде. Идея роскошная. Только мы ее, к сожалению, не смогли реализовать. Но в принципе это вполне возможно. Петербург - универсально европейский город, замечательный совершенно. Если его любишь, в нем можно работать сколько угодно и снимать какие угодно места", - убежден Игорь Федорович. Самая трудная профессия Вспоминая о фильме "Завтра, третьего апреля...", Игорь Масленников рассказывает, что его ассистенты отсмотрели всех 6-классников Ленинграда, которых оказалось около 6 тысяч человек. "Отобрали сначала человек 200, потом я уже с ними знакомился. Мы искали не просто детей, которые сыграют эти роли, а детей, которые не могут не сыграть эти роли, - объясняет Масленников особенность выбора. - Я совершенно отвергал детей из театральных студий, которые сразу начинали кого-то изображать, лицедействовать. Мне нужны были абсолютно органичные, естественные ребята. И в конце концов у нас образовался этот класс. Это все были ребята 12-летнего возраста". Кто-то из этого кинокласса стал актером. Коля Орлов работал у "Лицедеев", а Наташа Данилова - ныне народная артистка России, работала в БДТ. Что же касается Кости Райкина, играющего в фильме хулигана, то его, как утверждает Масленников он нашел по картотеке "Ленфильма". "Но я его позвал не потому что он Райкин, а потому что у него вид такой бандитский, хулиганистый, он у нас в фильме - страшила". Нынешнего мэтра театральной сцены народного артиста России Константина Райкина в фильме, честно говоря, узнаешь с большим трудом. На занятиях во ВГИКе и Санкт-Петербургском университете кино и телевидения профессор Масленников любит задавать студентам, казалось бы, очень простые вопросы. Ну, например, такой: "Что должен получить человек, который будет художником, от господа бога или от родителей?" Художник - умение видеть. Музыкант - слух. Ну а режиссер? "Важнейшее чувство - умение увидеть фальшь, ложь, подмену, притворство, - убежден Игорь Федорович. - Как говорил Станиславский: "Не верю!" Вот главная фраза, которой должен быть вооружен режиссер. И только когда накапливается это качество, тогда и получается хорошее искусство, хорошее кино, хороший театральный спектакль". К новой работе мастер, по его словам, приступает "каждый раз - как будто в первый раз". И это естественно, потому что каждый раз "входишь в новую воду". "Общаясь с вновь принятыми первокурсниками, я спрашиваю у них: "Вам нравятся экзамены? Все кричат: "Нет, не нравятся". "Так вот, имейте в виду, что вы выбрали самую трудную профессию, в которой будете всю жизнь, до гробовой доски сдавать экзамены". По такому принципу и живет этот мастер, лауреат Государственной премии России "За личный вклад в развитие отечественного телевизионного кино", кавалер орденов Почета и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Не меньше, чем зрительским интересом, он дорожит любовью своих учеников, для которых фильмы, как он надеется, тоже станут поступками.

Режиссер Игорь Масленников: мои "Приключения Шерлока Холмса" - это детское кино
© ТАСС