"Расплата": социальный пафос навредил неплохому боевику

Молчаливый аутист Кристиан Вульф работает скромным аудитором, а в свободное от работы время убивает особенно нечистых на руку воротил, за счет чего не только содержит почти бэтменский (недаром Бен Аффлек в главной роли) бункер на колесах, но и делает свой анонимный, но весьма щедрый вклад в облегчение судьбы юных товарищей по болезни. Психическое расстройство, которым с детства страдает современный Робин Гуд, не только поспособствовало его успешной карьере на бухгалтерском поприще, но и сделало его почти идеальной смертоносной машиной, безжалостно карающей всяческих негодяев. Фанатичная сосредоточенность на поставленных задачах и несклонность к излишней эмоциональности не страхует, однако, американского Юрия Деточкина со снайперской винтовкой наперевес от неприятностей, стоит рядом оказаться молодой особе, которой - отчасти по его вине - начинает грозить опасность. Анне Кендрик уже во второй раз за последнее время довелось играть взбалмошную дамочку, положившую глаз на экстравагантного профессионального убийцу с обостренным чувством справедливости. Но если в случае с картиной "Мой парень - киллер" старания ее прекрасного актерского дуэта с Сэмом Рокуэллом были угроблены бестолковым сценарием, "Расплату" пара Аффлек - Кендрик вытаскивает. Неловкое знакомство девицы со странноватым, но интересным коллегой и его причудами - чем дальше, тем причудливее - и постепенное сближение героев - все это является органичной приправой к крепко поставленным боевым сценам. Но последних в триллере Гэвина О’Коннора ощутимо не хватает. И ладно бы остальное время двухчасовой ленты было отведено вышеупомянутым трогательным отношениям. Но нет, фильм нашпигован совершенно лишними сюжетными линиями, флэшбеками и персонажами, которые делают просмотр "Расплаты" весьма утомительным занятием. Особенно ярким примером этому, пожалуй, стало куцее появление замечательного Дж.К. Симмонса в роли пытающегося выследить Кристиана полицейского. С ним в фильме есть ровно одна цепляющая сцена, которая только подчеркивает то, что талантом оскароносного актера здесь забивают гвозди. То же можно сказать и об антагонисте - обаятельном и циничном наемнике, оберегающем нечистоплотных коммерсантов от всевозможных недругов самими радикальными методами. Вместо развития персонажа Джона Бернтала нам демонстрируют пару ярких сцен, успевающих лишь вызвать к нему интерес, а потом делают его центральной фигурой сюжетного твиста - настолько вопиюще предсказуемого, что уже почти неожиданного. Предсказуемость вообще - одна из основных характеристик картины, хотя сюжету и неплохому юмору она не всегда успевает мешать. Что мешает "Расплате" по-настоящему (помимо нескольких десятков минут потраченного впустую экранного времени), так это умильное в своей простоте разрешение классической моральной дилеммы (хрестоматийная формула: "Он, конечно, виноват, но он - не виноват") и пафос, с которым небезразличные к социальным проблемам создатели фильма заверяют родителей детей-аутистов: "Не переживайте, особенности вашего ребенка вполне могут помочь ему стать преуспевающим киллером". Стоит ли осуждать довольно бодрый (пусть даже эпизодически) американский боевик за излишнюю легкомысленность? Пожалуй, не стоило бы, если бы он сам в самый неподходящий момент не пытался скорчить серьезную мину и не начинал что-то назидательно бормотать.

"Расплата": социальный пафос навредил неплохому боевику
© Российская Газета