Триллер «Девушка в поезде» — образец современной голливудской артистической продукции. Это, разумеется, то, что именуют арт-мейнстримом. Именно такие фильмы претендуют на «Оскары». Главный производитель фильма – всегда рассчитывающая на «Оскары» студия «DreamWorks SKG», создателями которой были Спилберг, Катценберг и Геффен. Не думаю, что «Девушка в поезде» станет хитом стартующей в эти дни (когда в американобританской прессе и появятся первые прогнозы) оскаровской гонки 2016 года (статуэтки по традиции распределят на рубеже февраля и марта года следующего, 2017-го). Но готов поставить на то, что среди номинанток окажется Эмили Блант – в пятерке претенденток на лучшую женскую роль. Тем более, что режиссер фильма Тейт Тейлор имел отношение уже к двум недавним оскаровским хитам: в «Зимней кости» 2010-го он — актер. А «Прислугу» 2011-го про расовое неравенство в южных штатах Америки, докатившееся до 1960-х, сделал уже как автор-режиссер. «Девушка в поезде» снята по изданному у нас бестселлеру Полы Хокинс, явившему себя миру лишь в январе прошлого 2015-го и побившему британские рекорды по книгопродажам. В случае с подобными экранизациями я стараюсь не читать оригинальный роман, хотя удерживаюсь не всегда. Что мне и другим купившим билет в кино зрителям до того, соответствует ли экранизация роману-первоисточнику? Мне интересно лишь то, что я вижу на экране. Но на сеансе «Девушки в поезде» сразу понимаю одно: я вижу не то, что заявлено в рекламных аннотациях фильма. О чем это Аннотация выглядит так: «Каждый день поезд проносит Рейчел мимо очаровательного коттеджа, где живет идеальная на первый взгляд пара. Но однажды идиллия разрушится – прекрасная незнакомка бесследно исчезнет. Рэйчел окажется втянута в весьма запутанную историю, ведь только она видела из окна то, что было скрыто от всех». Уже это заставляет многих рецензентов сравнивать «Девушку в поезде» с недавним хитом Дэвида Финчера «Изчезнувшая». В английском названии фильма тоже присутствует слово девушка – The Girl. Она тоже куда-то девается. И – если говорить о перспективах — исполнительница главной женской роли в «Исчезнувшей» Розамунд Пайк тоже была номинирована на «Оскар». Но на деле первая четверть фильма – чистая мелодрама. Поскольку перед «Девушкой в поезде» показали рекламу какой-то картины типа «Пятьдесят оттенков серого и еще серее» (за точное название не ручаюсь), то и «Девушка в поезде» выглядит поначалу как пятьдесят оттенков чего-то липового. Нам являют предыстории трех женщин. Одна – Рейчел (это и есть роль главной актрисы фильма Эмили Блант) – ежедневно во время поездки в поезде на работу после неудачного брака замечает в определенном коттедже красивую семейную пару, зарисовывает ее в блокноте и придумывает по ее поводу романтические истории. А потом впадает в негодование, однажды заметив из окна того же поезда, что красавицу из коттеджа обнимает на виду у всех, на балконе, другой мужчина. Другая – Меган – девушка из упомянутого коттеджа, живет с мужем-тираном, ищет себя, не может забеременеть, меняет работы. И при этом скрывает стороннюю связь, а заодно и тайны-комплексы, которые мучают ее с юности. Третья – Анна – нанимает Меган в качестве няни для своей грудной дочери. Анна при этом – новая жена бывшего мужа упомянутой выше Рейчел, который, как постепенно выясняется, ушел от нее из-за того, что невозможность забеременеть привела ее к дикому алкоголизму. Она устраивала постоянные скандалы, в том числе — прилюдные (однажды лишившие его престижной работы), а потом не могла вспомнить, что произошло накануне. Такая вот простая человеческая история. Что в этом хорошего Редкий триллер, основой которого является невозможность забеременеть. Редкий триллер, в котором, как впоследствии выяснится, почти все очень-очень много фантазировали или осознанно врали – либо мы ошибочно воспринимали их вымысел за правду, что окончательно смешивает карты. Редкий триллер, в котором потеря памяти, обычно – в мировом кино – обусловленная травмой черепа или каким-то диким событием, таким, что и Фрейду не захотелось бы вспомнить, обусловлена элементарным алкоголизмом. Это даже забавно: героине необходимо по крупицам восстановить детали ее алкогольных загулов, чтобы вернуться к жизни, а заодно понять, кто же совершил то страшное преступление, которое в итоге становится основой сюжета. Для меня «Девушка в поезде» радикальна – и потому замечательна – уже тем, что в основе триллера – детективная мелодрама. Жанры триллера и мелодрамы, тем более детективной, уживаются редко. Идеальный пример – французская «Квартира» 1996 года, где я впервые увидел тогда еще молодую и действительно красивую Монику Белуччи (еще там играли Венсан Кассель и Романа Боринже). Эта картина революционна уже потому, что главная героиня, тайный идеолог и движущая сила всех загадочных интриг, появляется в кадре лишь примерно на 45-й минуте. Спустя восемь лет американцы сотворили ремейк, по традиции дурацкий, хотя режиссером стал Пол Магкиган, сделавший впоследствии изумительный комедийный триллер «Счастливое число Слевина» и едва ли не лучшие (в том числе две первые) серии нового теле-«Холмса», а актерами стали Джош Хартнетт и красавицы Роуз Бирн с Дианой Крюгер. Отмечу еще одну особенность «Девушки в поезде»: это редкий фильм, смело рассчитанный на аудиторию средних лет, а не на тех «12-25», которые обычно заполняют мировые кинозалы. На наших киносеансах «Девушки в поезде» сидят именно такие – достаточно серьезные – люди. Другое дело, что более юным фильм официально недоступен. У него рейтинг 18+. И боюсь, это тот – опять же редкий — случай, когда перестраховка наших трусливых министерских чиновников оправдана. Дело даже не в сексе – он скромен. Дело в жестоких кровавых финальных убийствах. Странности Я бы, возможно, принял фильм почти на сто процентов, если бы не затянутое (все-таки перегруженное беременными страстями) предисловие и не чересчур кровавый финал, который невольно переводит интеллектуальный артистический триллер в категорию фильмов для черт знает кого. Наш вариант рекламного слогана Гимн женской солидарности.