«Скелет в шкафу» от Антоши Чехонте

31 октября в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера фильма Александра Каурых и продюсера Сергея Охотина «Джокер», снятого по рассказу А. П. Чехова «Женщина без предрассудков». Картина уже взяла призы на МКФ в Америке и Англии, премьера ее в Москве проходит в рамках фестиваля «Лучезарный ангел». Интерес к фильму, со слов организаторов, огромен. Накануне обозреватель «ВМ» встретилась с режиссером.— Александр, сегодня трудно найти произведение Чехова, которое ни разу бы не экранизировалось. Вы нашли. Почему поменяли авторское название на «Джокер»? — «Женщина без предрассудков» — это рассказ, целиком положенный в основу фильма, но, работая над сценарием, мы пошли на то, чтобы подарить персонажам чеховские реплики и из других его произведений. Выбрали отдельные фразы из «Вишневого сада» и «Чайки». Антоша Чехонте — это очень мягкий, добрый юмор, а Чехов поздний — это ирония, доходящая до сарказма. Сделали это для того, чтобы ярче обрисовать суть конфликта и воссоздать на экране аромат чеховской эпохи. — По сценарию достойный юноша влюбляется в девушку не своего круга. Счастье близко, но вмешиваются ее родственники. А у героя есть еще и «скелет в шкафу». Скелет готов выпасть, чему немало способствует некий шантажист Вольдемар. Чем «главный злодей» чеховского времени отличается от современного «главного злодея»? — По большому счету, ничем. Чехов тем и ценен, что всегда современен за счет тонкого проникновения в малейшие движения человеческой души. Человек в массе своей мало изменился со времен писателя. Он меняется духовно, лишь делая внутренние усилия. Таких негодяев, как Вольдемар, много и в наши дни: они узнают вашу далеко не самую страшную тайну и получают кайф от шантажа. Кстати, актер Дмитрий Гриневич, исполнитель роли Вольдемара, недавно в Англии получил «Приз за лучшую мужскую роль второго плана». — Я слышала о большом успехе вашего фильма и на недавнем Лос-Анджелесском фестивале в Голливуде, где вы взяли практически все основные призы — «За лучший игровой фильм», «За лучшую режиссуру», «За лучшую операторскую работу», «За лучшие мужскую и женскую роли». Поздравляю, это — большая победа! — Нам не менее дорог «Приз зрительских симпатий» Красноярского МКФ. Важно, чтобы картина понравилась именно нашему зрителю. Среди «звезд» фильма — актриса театра «У Никитских ворот» Дарья Щербакова, актер РАМТ Андрей Бажин, педагог Щукинского театрального училища Наталья Ковалева, легенда Театра на Таганке Дальвин Щербаков. Ну, и исполнитель главной роли, блистательный Олег Толкунов. Для меня критерием подбора группы во многом служило отношение к работе. Я всегда вижу, роет ли артист землю или он работает с холодным носом. Но тут землю рыли все. Кино у нас вышло красивое, доброе, умное, без мордобоя и национальной розни. Оно — об отношениях человека с самим собой. И даже зло здесь не избивают, а высмеивают. Смех — самое действенное оружие. СПРАВКА Александр Каурых родился 15 ноября 1960 года во Владивостоке. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова. Режиссер, сценарист, продюсер. Преподаватель Киношколы Александра Митты и Московской школы кино. Читал свой авторский курс лекций по режиссуре в Канаде.