Бегство от войны

Российские фильмы как наследники советских пришли на Ближний Восток и, в частности, в Ливан не впервые. Местным жителям, особенно старшего поколения, хорошо знакомы многие советские картины, так как их часто показывали в ливанских городах, особенно в Бейруте. В 1975 году в стране разгорелась гражданская война, которая растянулась на 15 лет, осложнилась вмешательством Сирии и израильской оккупацией — не до кино. Молодые ливанцы, как и все в мире, привыкли к голливудским блокбастерам, а о русскоязычных фильмах, которые с удовольствием смотрели их родители и бабушки с дедушками, ничего не знают. Кинематографисты и дипломаты решили это положение исправить. Первый в Ливане фестиваль российского кино «Пять лет за пять дней» прошел в Бейруте. В программу вошли современные ленты разных жанров: остросюжетные драмы «Ледокол» и «Экипаж», комедия «Про любовь», арт-хаусная лента «Испытание», документальные фильмы о сирийских беженцах и секторе Газа, а также короткометражные картины, в том числе оскаровский мультфильм-номинант «Мы не можем жить без космоса». Всего 12 работ, игровых и анимационных. Инициатором мероприятия стала кинокомпания Buta Films и продюсер Мария Иванова. Патронат взял на себя российский МИД. Помощь в проведении фестиваля оказали российское посольство в Ливане, ливанское — в Москве, министерство туризма Ливана и Россотрудничество. Все сеансы проводились в центральных кинотеатрах Бейрута. В целом за пять дней их посетили около пяти тысяч человек. С аншлагами прошли показы художественных фильмов — многие зрители сидели и стояли в проходах между креслами. Мария Иванова привезла в Бейрут свой документальный фильм «Бежать от войны», посвященный сирийским беженцам. Ливанцы, которым эта тема близка, не оставили картину без внимания, к тому же съемки проводились и в местном лагере беженцев. Сирийцев в этой стране много, большинство из них проживают в палаточном лагере в долине Бека в тяжелых условиях. Хотя Ливан — теплая средиземноморская страна, зимой здесь холодно и выпадает снег, что еще больше осложняет быт беженцев. Некоторые дети, рожденные в этих лагерях, уже подрабатывают в Бейруте или других ливанских городах. Двое таких мальчишек стали героями ленты Ивановой. Они тоже пришли на фильм. С фильма Ивановой и начался фестиваль российского кино в Ливане. Продюсер и режиссер, по собственному признанию, давно хотела снять художественный фильм о беженцах, но решила сначала создать документальную картину. Визу в Сирию ей получить не удалось, поэтому она оправилась в путь через Бейрут, после посещения которого у Ивановой и возникла идея показать там современные российские ленты. Другие документальные картины тоже довольно близки ливанским зрителям: это фильмы «Ее война. Женщины против ИГИЛ» и «Сектор противоречий» (о секторе Газа), подготовленные RT. Масштабные героические драмы «Ледокол» и «Экипаж» впечатлили ливанцев. Многие нашли, что эти ленты могут составить достойную конкуренцию высокобюджетным голливудским фильмам. «Ледокол» жители Бейрута увидели одними из первых — на киноэкраны в России он вышел относительно недавно — 20 октября. Комедия Анны Меликян «Про любовь» тоже была благосклонно принята ливанскими зрителями. Сама она уверена, что язык кино и тема, поднятая в фильме, должны быть близки всем. «Мне кажется, что для Ливана, страны, где сплетаются так много религий и культур, наш фильм будет хорошо понятен. Мы все разные, но при этом все одинаковые. Мы все хотим любви. Я всегда снимаю фильмы об этой потребности любить и о том, как мы уязвимы в любви. Но в этом раз нам захотелось отчаянно похулиганить, и мы сделали это», — отметила режиссер. В Бейруте показали документальные, игровые и анимационные короткометражные ленты. Зрители увидели, к примеру, картину участника Каннского фестиваля 2016 года Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Этот фильм широкой публике еще не демонстрировался — в основном шел на фестивалях. Он рассказывает о сером и бездушном мире машин, в котором любое проявление жизни стремятся уничтожить, но она все равно вырывается наружу. Картина Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», повествующая о крепкой дружбе и страшной потере, заслужила аплодисменты ливанских кинолюбителей. Кроме того, на фестивале представили документальную ленту Руслана Федотова и Александра Кулака «Саламанка» о жизни в мексиканском городке, где время остановилось, а каждый день повторяет предыдущий, а также художественную картину Сергея Пикалова «Последний», рассказывающую о старике, пережившем всех своих близких. Российская диаспора в Бейруте и других ливанских городах не слишком многочисленная — около двух тысяч человек. Большую часть ее составляют россиянки, вышедшие замуж за ливанцев. В советское время жители Ближнего Востока часто приезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, а затем возвращались на родину с русскими женами. По законам страны, женщина, вышедшая замуж за ливанца, может получить местное гражданство, а вот мужчине, женившемуся на ливанке, паспорт не выдадут. Для россиян прижиться в Ливане легче, чем в другой ближневосточной стране. Хотя страна преимущественно мусульманская, но огромная христианская община, составляющая едва ли не половину населения Ливана, накладывает значительный отпечаток на местные нравы. Здесь можно свободно одеваться, никто не требует строгого соблюдения религиозных обрядов и правил. К чужим относятся спокойно — страна многоконфессиональная и многонациональная. Хотя на этой почве нередко возникают внутренние конфликты, но местным жителям удается более или менее мирно сосуществовать. «У меня муж не очень религиозный, так что в этом отношении было не трудно, — рассказывает о своей жизни Ольга, приехавшая в Ливан из России 30 лет назад. — Двое братьев мужа тоже женились на русских, мы постоянно общаемся, иногда собираемся все вместе за праздничным столом и прекрасно взаимодействуем друг с другом». Для россиян в Ливане созданы русскоговорящие клубы. Российское посольство активно продвигает культурные проекты: фестивали, конкурсы, показы, туры, встречи и прочее. Дипломаты внимательно относятся и к детям россиянок, для которых подготавливаются специальные образовательные проекты, чтобы они по меньшей мере не забывали русский язык и русскую культуру. Тем не менее, фестиваль российского кино в Бейруте — не столько для русскоговорящих, сколько все же для ливанцев, у которых появилась возможность убедиться, что российская культура живет.

Бегство от войны
© Lenta.ru