Киноблог. В ожидании научного блокбастера об озере Восток
Ольга Шервуд для bbcrussian.com На недавнем фестивале научно-популярного кино "Мир знаний" главной героиней стала Антарктида. Оказывается, о главном достижении российских полярников на озере Восток снят фильм. Но есть ли он? Ольга Шервуд - киножурналист, кинокритик, член Российской академии кинематографических искусств "Ника" и экспертного совета премии "Белый слон". Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась. Киноблог Блоги О былой славе и недавней кончине студии "Леннаучфильм" я писала в, но его детище - международный кинофестиваль "Мир знаний" - выжило. Его провела в Петербурге Студия Горького, попытавшись обеспечить, по словам директора Сергея Зернова, "совершенно новый визуальный и смысловой облик". Заявление преждевременное. Научно-популярное кино в Петербурге рассыпалось на крохотные частные студии, на отдельных авторов. Они работают "вопреки", без размаха, на безумном энтузиазме и заветах "старой школы". Через край переливается ностальгия по временам государственного финансирования науки и просветительства, когда мужчинам с умными глазами и хорошей, пусть сбивчивой, речью было наплевать на свои скромные оправы и тесноватые серые пиджаки. "Мир знаний" по-прежнему далек от малейшего гламура, но лишился и первой фестивальной радости от встречи "своих". Куда-то подевались бывшие леннаучфильмовцы, а те, кто пришел, будто стали ниже ростом. На экране, как уже много лет, картины разных стран о том, что мир прекрасен, но катится в бездну. На ее краю стоит Ученый: знание - наша защита. Авторы фильмов призывают слушать Ученого и ему помогать, прежде всего - прекратив безудержное потребление. Иначе не спасти Планету. "В мире не осталось нетронутых мест. Жизнь висит на волоске", - предупреждает Ян Артюс Бертран, знаменитый французский фотограф и режиссер, чей фильм-проект Human/ "Человек" (ссылка на 15 октября 2015) поражает грандиозностью. На открытии "Мира знаний" состоялась петербургская премьера его новой картины Terra, An Ode to Humanity/ "Земля. Ода человечеству". Впрочем, какая уж тут ода… Автор смотрит на Землю с высоты, таков его фирменный прием. Но впервые в закадровом тексте берет на себя ответственность за упомянутое человечество: ведет повествование от первого лица, свидетельствуя о шизофрении, которая охватила так называемый цивилизованный мир. Например, рассказывает о безжалостном убийстве слонов и носорогов ради бивней и рогов. А вот фраза о преследовании браконьеров: "Я обещал себе не сдаваться, но мои усилия тщетны. Я борюсь с тем, что сам породил". Вы слышали о полном излечении от шизофрении? То-то и оно. Когда-то космос был наш Зарубежные фильмы нередко маскируют мрачное содержание эффектностью съемок (вспомните хоть "Океаны" и "Птицы"): им надо потрясти публику. Но нам ближе "бедные" отечественные картины. Доходчивее. "Жальчее", что ли, хотя они и определяются по-прежнему советским термином "научно-популярные". Как фильм с коммерческо-романтическим названием "Медовый месяц на Луне" Марии Волчанской, посвященный отечественной программе освоения космоса. Ее спираль раскручивается и скручивается на фоне исторических событий. Апофеоз: ставка на сотрудничество, "Союз-Аполлон". Упадок: от Афганистана до нынешней новой закрытости. В хронике первый синхрофазотрон, фестиваль молодежи и студентов 1957-го, первый спутник - и так далее, вплоть до запуска аппарата по совместной программе Европейского космического агентства (ЕКА) и Роскосмоса "Экзомарс" 14 марта 2016 года. Рядом с хроникой - интервью ученых из Института Космических Исследований (ИКИ); под фамилиями нередки иностранные научные центры. Да, многие уехали работать за границу. А рефрен начала фильма - Первый концерт Чайковского, сыгранный Ваном Клиберном как музыка весны и счастья в 1958-м, символ оттепельных 60-х и "нашего космоса", последний раз звучит в фильме… на показе мод уже в так называемую перестройку. В финале картина словно двоится. Слова о "новых горизонтах" - турпоездках на Луну - должны подбодрить зрителя, но пустые стулья вокруг большого стола в ИКИ гораздо более красноречивы. Свидетельство счастья В космосе нам особо хвалиться нечем, зато в Антарктиде - есть. Она и стала главной героиней нынешнего "Мира знаний". В исторических стенах Русского Географического общества показали пять отреставрированных фильмов про освоение общего континента, сделанные с 1958-го по 1986 год. А заседание киноклуба Президентской библиотеки было посвящено событию, которое специалисты приравнивают по важности к высадке на Луне. Героические полярники из Российской антарктической экспедиции в январе 2012-го успешно пробурили скважину через почти четырехкилометровый лед над озером Восток, которое было изолировано от происходящего на поверхности Земли миллионы лет, - вскрыли его. (Удивительно, но попытки бурения начались опять-таки в 1957-м.) А прошлой зимой было совершено второе проникновение и взят образец воды в виде ледяного керна. Вы легко найдете множество публикаций по истории вопроса - от деловых отчетов начальника экспедиции Валерия Лукина до красочных записей участников событий в ЖЖ. Но главное, применительно к кино, другое. Мы с вами можем сами увидеть, как был извлечен керн! Редчайший, почти беспрецедентный случай: миг исследовательского счастья запечатлен режиссером Екатериной Еременко. Она и сама удивительна. Осмелюсь сказать, это единственный режиссер, умеющий сделать видимым процесс чистого думанья. Изумленная публика пережила этот феномен впервые в фильме Екатерины "Чувственная математика" (2013). Он вышел в прокат и собрал - в среднем на один экран - денег больше, чем многие игровые картины! И судьба у Екатерины незаурядная. Московская математическая школа, матмех МГУ с красным дипломом, была топ-моделью (подиум, Vogue, Harper's Bazaar, Glamour); была телеведущей "Времечка", закончила ВГИК у Хуциева. Живет в Берлине. Последний на сегодня ее готовый фильм "Буквальная геометрия" (2015) - в конкурсе "Мира знаний". Отчего же в Президентской библиотеке показаны лишь фрагменты новой работы Еременко "Озеро Восток. Хребет безумия"? Отчего не сам, надо полагать, настоящий патриотический документальный блокбастер, снятый в экстремальных условиях антарктической высокогорной станции, где первые три дня надо лежать из-за нехватки кислорода? Где средняя температура летом - минус 35, а рекорд - минус 89,2 градуса Цельсия (полюс холода). Где Екатерина - видимо, единственная из женщин вообще - работала целый месяц. Хребет безумия Упомянутая Студия имени Горького нынче уникальный государственный производитель научно-популярного кино. И фильма Еременко тоже. Главный редактор Андрей Апостолов сообщил, что картина готовится к показу на Первом канале. Значит, предвижу я, пресловутый телеформат: простой монтаж, дикторский текст, лучезарный финал. Но Еременко так не работает! На мой вопрос о режиссерской версии для большого экрана последовал невнятный ответ о трудностях проката… Вернувшись домой, я связываюсь с Екатериной, за творчеством которой наблюдаю столько лет, а потому с нетерпением жду фильма про Антарктиду. Узнаю, увы, о потере делового взаимопонимания автора и продюсера. И о том, что контракт запрещает режиссеру давать интервью до выхода картины. Начинаю читать всё в российском интернете о многолетних попытках проникнуть в тайны озера Восток. На странице фильма в "Фейсбуке" вижу восторг самой Екатерины: "Мы прилетели на станцию Восток! Путь занял 23 дня. А с первой моей заявки на фильм об озере Восток прошло 15 лет!" Она заразилась темой еще во ВГИКе, в 1999-м, прочитав научную статью. Взяла множество интервью у полярников. Ездила, за свои кровные, на конференции. Купила три маленькие камеры и дала их членам экспедиции 2012 года, когда было снято первое проникновение (не вполне удовлетворительное). Наконец, судьба наградила ее удачей… Нахожу и дневниковую запись члена экспедиции Алексея Екайкина: "Все эти события, каждая минута, засняты и задокументированы Катей и её оператором Лёшей Филипповым…". И где же фильм?