Ещё
За что в СССР запретили детский фильм
За что в СССР запретили детский фильм
Фильмы
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

Киноблог. В ожидании научного блокбастера об озере Восток 

Киноблог. В ожидании научного блокбастера об озере Восток
Фото: BBCRussian.com
Ольга Шервуд
для bbcrussian.com На недавнем фестивале научно-популярного кино «Мир знаний» главной героиней стала Антарктида. Оказывается, о главном достижении российских полярников на озере Восток снят фильм. Но есть ли он?
Ольга Шервуд — киножурналист, кинокритик, член Российской академии кинематографических искусств «Ника» и экспертного совета премии «Белый слон».
Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась.
Киноблог
Блоги
О былой славе и недавней кончине студии «Леннаучфильм» я писала в, но его детище — международный кинофестиваль «Мир знаний» — выжило.
Его провела в Петербурге Студия Горького, попытавшись обеспечить, по словам директора Сергея Зернова, «совершенно новый визуальный и смысловой облик».
Заявление преждевременное. Научно-популярное кино в Петербурге рассыпалось на крохотные частные студии, на отдельных авторов. Они работают «вопреки», без размаха, на безумном энтузиазме и заветах «старой школы».
Через край переливается ностальгия по временам государственного финансирования науки и просветительства, когда мужчинам с умными глазами и хорошей, пусть сбивчивой, речью было наплевать на свои скромные оправы и тесноватые серые пиджаки.
"Мир знаний" по-прежнему далек от малейшего гламура, но лишился и первой фестивальной радости от встречи «своих». Куда-то подевались бывшие леннаучфильмовцы, а те, кто пришел, будто стали ниже ростом.
На экране, как уже много лет, картины разных стран о том, что мир прекрасен, но катится в бездну. На ее краю стоит Ученый: знание — наша защита. Авторы фильмов призывают слушать Ученого и ему помогать, прежде всего — прекратив безудержное потребление. Иначе не спасти Планету.
"В мире не осталось нетронутых мест. Жизнь висит на волоске", — предупреждает Ян Артюс Бертран, знаменитый французский фотограф и режиссер, чей фильм-проект Human/ «Человек» (ссылка на 15 октября 2015) поражает грандиозностью. На открытии «Мира знаний» состоялась петербургская премьера его новой картины Terra, An Ode to Humanity/ «Земля. Ода человечеству». Впрочем, какая уж тут ода…
Автор смотрит на Землю с высоты, таков его фирменный прием. Но впервые в закадровом тексте берет на себя ответственность за упомянутое человечество: ведет повествование от первого лица, свидетельствуя о шизофрении, которая охватила так называемый цивилизованный мир. Например, рассказывает о безжалостном убийстве слонов и носорогов ради бивней и рогов.
А вот фраза о преследовании браконьеров: «Я обещал себе не сдаваться, но мои усилия тщетны. Я борюсь с тем, что сам породил».
Вы слышали о полном излечении от шизофрении? То-то и оно.
Когда-то космос был наш Зарубежные фильмы нередко маскируют мрачное содержание эффектностью съемок (вспомните хоть «Океаны» и «Птицы»): им надо потрясти публику.
Но нам ближе «бедные» отечественные картины. Доходчивее. «Жальчее», что ли, хотя они и определяются по-прежнему советским термином «научно-популярные».
Как фильм с коммерческо-романтическим названием «Медовый месяц на Луне» , посвященный отечественной программе освоения космоса.
Ее спираль раскручивается и скручивается на фоне исторических событий. Апофеоз: ставка на сотрудничество, «Союз-Аполлон». Упадок: от Афганистана до нынешней новой закрытости.
В хронике первый синхрофазотрон, фестиваль молодежи и студентов 1957-го, первый спутник — и так далее, вплоть до запуска аппарата по совместной программе (ЕКА) и  «Экзомарс» 14 марта 2016 года.
Рядом с хроникой — интервью ученых из Института Космических Исследований (ИКИ); под фамилиями нередки иностранные научные центры. Да, многие уехали работать за границу.
А рефрен начала фильма — Первый концерт Чайковского, сыгранный как музыка весны и счастья в 1958-м, символ оттепельных 60-х и «нашего космоса», последний раз звучит в фильме… на показе мод уже в так называемую перестройку.
В финале картина словно двоится. Слова о «новых горизонтах» — турпоездках на Луну — должны подбодрить зрителя, но пустые стулья вокруг большого стола в ИКИ гораздо более красноречивы.
Свидетельство счастья
В космосе нам особо хвалиться нечем, зато в Антарктиде — есть. Она и стала главной героиней нынешнего «Мира знаний».
В исторических стенах показали пять отреставрированных фильмов про освоение общего континента, сделанные с 1958-го по 1986 год.
А заседание киноклуба Президентской библиотеки было посвящено событию, которое специалисты приравнивают по важности к высадке на Луне.
Героические полярники из Российской антарктической экспедиции в январе 2012-го успешно пробурили скважину через почти четырехкилометровый лед над озером Восток, которое было изолировано от происходящего на поверхности Земли миллионы лет, — вскрыли его. (Удивительно, но попытки бурения начались опять-таки в 1957-м.)
А прошлой зимой было совершено второе проникновение и взят образец воды в виде ледяного керна.
Вы легко найдете множество публикаций по истории вопроса — от деловых отчетов начальника экспедиции до красочных записей участников событий в ЖЖ.
Но главное, применительно к кино, другое. Мы с вами можем сами увидеть, как был извлечен керн! Редчайший, почти беспрецедентный случай: миг исследовательского счастья запечатлен режиссером .
Она и сама удивительна. Осмелюсь сказать, это единственный режиссер, умеющий сделать видимым процесс чистого думанья.
Изумленная публика пережила этот феномен впервые в фильме Екатерины «Чувственная математика» (2013). Он вышел в прокат и собрал — в среднем на один экран — денег больше, чем многие игровые картины!
И судьба у Екатерины незаурядная. Московская математическая школа, матмех с красным дипломом, была топ-моделью (подиум, Vogue, Harper's Bazaar, Glamour); была телеведущей «Времечка», закончила ВГИК у Хуциева. Живет в Берлине. Последний на сегодня ее готовый фильм «Буквальная геометрия» (2015) — в конкурсе «Мира знаний».
Отчего же в Президентской библиотеке показаны лишь фрагменты новой работы Еременко «Озеро Восток. Хребет безумия»? Отчего не сам, надо полагать, настоящий патриотический документальный блокбастер, снятый в экстремальных условиях антарктической высокогорной станции, где первые три дня надо лежать из-за нехватки кислорода? Где средняя температура летом — минус 35, а рекорд — минус 89,2 градуса Цельсия (полюс холода). Где Екатерина — видимо, единственная из женщин вообще — работала целый месяц.
Хребет безумия
Упомянутая Студия имени Горького нынче уникальный государственный производитель научно-популярного кино. И фильма Еременко тоже. Главный редактор Андрей Апостолов сообщил, что картина готовится к показу на Первом канале.
Значит, предвижу я, пресловутый телеформат: простой монтаж, дикторский текст, лучезарный финал. Но Еременко так не работает!
На мой вопрос о режиссерской версии для большого экрана последовал невнятный ответ о трудностях проката…
Вернувшись домой, я связываюсь с Екатериной, за творчеством которой наблюдаю столько лет, а потому с нетерпением жду фильма про Антарктиду. Узнаю, увы, о потере делового взаимопонимания автора и продюсера. И о том, что контракт запрещает режиссеру давать интервью до выхода картины.
Начинаю читать всё в российском интернете о многолетних попытках проникнуть в тайны озера Восток.
На странице фильма в «Фейсбуке» вижу восторг самой Екатерины: «Мы прилетели на станцию Восток! Путь занял 23 дня. А с первой моей заявки на фильм об озере Восток прошло 15 лет!»
Она заразилась темой еще во ВГИКе, в 1999-м, прочитав научную статью. Взяла множество интервью у полярников. Ездила, за свои кровные, на конференции. Купила три маленькие камеры и дала их членам экспедиции 2012 года, когда было снято первое проникновение (не вполне удовлетворительное). Наконец, судьба наградила ее удачей…
Нахожу и дневниковую запись члена экспедиции Алексея Екайкина: «Все эти события, каждая минута, засняты и задокументированы Катей и её оператором Лёшей Филипповым…».
И где же фильм?
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео